Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 март 2006free space
Новости Координационного совета
free spaceИнформационная система университета
free space

В одном из предыдущих выпусков бюллетеня был опубликован материал о результатах первого этапа работы по созданию в НГТУ информационной системы «Деканат» («ИТО» №3, октябрь 2004). К началу 2006 года завершился второй этап работы над этой системой — введение в эксплуатацию. Подвести итоги этого этапа редакция бюллетеня попросила руководителя проекта, доцента кафедры ПСиБД, директора Центра информатизации университета В. М. Стасышина.

Владимир Михайлович Стасышин

— Владимир Михайлович, как правильнее называть эту информационную систему: «Деканат» — или уже «Университет»?

— Еще когда мы только начинали работу над системой «Деканат», были предложения дать ей название «Факультет», но мне показалось, что оно звучит слишком хвастливо.

На последнем заседании Координационного совета НГТУ по информатизации образования, которое состоялось в начале марта, я отметил, что сейчас система «Деканат» «переросла» свое название, поскольку охватывает не только все деканаты факультетов, но и значительное число служб и отделов университета (отделы кадров сотрудников и студентов, второй отдел, международный отдел, частично ПФО, бухгалтерию, библиотеку — см. рис.1). Однако это вовсе не значит, что этой системе следует дать собственное имя. Несмотря на значительные успехи в области разработки элементов единой информационной системы НГТУ, мы находимся на начальном этапе информатизации университета. Поэтому самым подходящим мне представляется название «Информационная система университета (ИСУ)». Сейчас ИС «Деканат» — это одна из подсистем ИСУ, причем и функционально, и информационно самая крупная: ведь именно бизнес-процессы и информационные потоки деканатов в значительной степени влияют на работу многих отделов и служб университета.


Рис. 1. Схема информационной системы университета

— Какое подразделение НГТУ занимается разработкой информационной системы университета?

— Разработкой системы занимается Центр информатизации университета (ЦИУ) — подразделение, созданное в НГТУ в декабре прошлого года. Костяк коллектива ЦИУ составили сотрудники Центра информатизации учебного процесса (ЦИУП), в течение двух предыдущих лет занимавшиеся разработкой и внедрением ИС «Деканат», а также сотрудники ЦИТ, разрабатывавшие элементы административной информационной системы вуза.

В Положении о ЦИУ в разделе «Характеристика деятельности» сказано, что «…к компетенции Центра информатизации университета относятся все виды работ по проектированию, созданию, внедрению и сопровождению любых типов программных информационных, информационно-аналитических систем (и их элементов), баз данных и других программных средств, имеющих общеуниверситетское значение». При этом отмечается, что выполнение отдельных видов работ может быть делегировано Центром информатизации университета другим подразделениям НГТУ при соблюдении функции общего контроля и координации выполняемых работ.


— Какие подразделения НГТУ уже работают с ИСУ?

— Во-первых, деканаты всех факультетов университета. Информационная система охватывает 100% студенческого состава университета на всем протяжении учебы — начиная с момента подачи документов и заканчивая подготовкой и оформлением диплома студенческим отделом кадров.

Во-вторых, все те службы и отделы, которые взаимодействуют с деканатами в рамках своих должностных обязанностей: студенческий отдел кадров, второй отдел, ПФО, бухгалтерия. Библиотека работает с этой системой в режиме конвертации данных, международный отдел — в режиме опытной эксплуатации. Администрация университета получает интегрированные аналитические отчеты, подготовленные с использованием данной системы. Сейчас к работе в системе подключаются сотрудники кафедр, осуществляющие подготовку приказов.

В-третьих, с информационной системой уже длительное время работают сотрудники отдела кадров.

Наконец, последней группой пользователей являются студенты.

— Какие возможности система предоставляет для сбора и анализа информации?

— Для сбора информации в системе имеются программные приложения, которые устанавливаются на рабочих местах тех сотрудников, в чьи должностные обязанности входит выполнение этой функции. С помощью этих приложений работники приемных комиссий вносят сведения об абитуриентах в период летней приемной кампании; сотрудники деканатов (методисты, заместители деканов) подготавливают приказы, отслеживают изменения в  учебных планах, ведут учет успеваемости; сотрудники отдела кадров отслеживают изменения в кадровом составе сотрудников университета и т.д.

Одним из главных достоинств ИСУ являются широкие возможности для анализа собранной информации. С помощью этой системы можно анализировать контингент абитуриентов, подающих документы в НГТУ, структуру студенческого состава и его изменения в процессе обучения, результаты сдачи экзаменационных сессий и их корреляцию с результатами сдачи вступительных экзаменов и т.д. В системе используется мощное средство построения аналитических отчетов — программное обеспечение Business Objects, позволяющее представлять и анализировать данные в различных формах.

— Каков план дальнейшей работы над системой?

— Вот некоторые из направлений работы на текущий год.

1. Расширение функциональности ИС «Деканат»; в частности, планируется внедрить средства для учета результатов контрольных недель. Во-прос этот неоднозначный: с одной стороны, потребность в том очевидна, например, родители студентов выражают желание контролировать успеваемость своих детей через интернет; с другой стороны, многие кафедры технически не оснащены необходимым количеством рабочих мест для работы в сети.

2. Сопряжение информационной системы университета с информационной системой бухгалтерии.

3. Информатизация научного отдела (отдела подготовки кадров высшей квалификации; отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Центра научно-технической работы студентов).

4. Решение комплекса задач учета и планирования для планово-финансового отдела.

5. Создание общеуниверситетского портала, обеспечивающего доступ различных категорий пользователей к информационным ресурсам в рамках их компетенций.

6. Информатизация отдельных задач менеджмента качества. К сожалению, следует признать, что внедрение единой системы документооборота университета на данном этапе невозможно, поскольку требует, во-первых, стопроцентного оснащения всех отделов и служб рабочими местами для работы в сети, чего в настоящее время нет, а во-вторых, более высокого уровня информационной культуры сотрудников университета; тем не менее, определенные шаги в этом направлении мы попытаемся сделать.

7. Подключение к ИСУ администрации студенческого городка, что позволит обеспечить администрацию вуза достоверной информацией о состоянии дел в общежитиях.

8. Разработка новой сетевой версии подсистемы «Абитуриент». В ходе приемной кампании прошлым летом использовался ее локальный вариант, и данные ежедневно транслировались в центральную базу данных по радиоканалу. К сожалению, радиоканал как канал передачи данных недостаточно надежен, поэтому необходимо протянуть постоянную сеть и создать вариант подсистемы, работающий в режиме онлайн.

Есть и другие проекты: внедрение элементов WAP-технологии, формирование системы учета и анализа компетенций студентов и пр.

— Каким образом осуществляется «обратная связь» с подразделениями? Принимает ли группа разработчиков информационной системы университета комментарии и пожелания пользователей?

— Задача Центра состоит не только и не столько в разработке программного обеспечения информационной системы, сколько в его внедрении. Это колоссально сложная задача, потому что внедрение — это работа с людьми, а у людей есть свои сложившиеся стереотипы, устоявшиеся технологии работы, которые сложно менять. Внедрить программное обеспечение значит не только установить его, но и обучить пользователей работе с ним, постоянно консультировать их, выслушивать замечания, предложения и реагировать на них. Этим и занимаются сотрудники Центра информатизации университета.

В частности, в настоящий момент мы приглашаем сотрудников и студентов НГТУ к обмену мнениями по следующему аспекту функционирования информационной системы университета. В настоящее время успеваемость студентов по результатам сессий представлена в открытом виде: любой студент (а также его родители и т.д.) может посмотреть свою успеваемость за весь период обучения, а также оценки любого другого студента. С моей точки зрения, это нормально. Помимо всего прочего, открытый характер этой информации позволяет студенту контролировать правильность учета его успеваемости сотрудниками деканата. Но есть и другое мнение: чтобы не травмировать студента психологически, не следует показывать его оценки в сравнении с отметками других студентов. Мне самому в этом плане приходилось сталкиваться с абсурдными ситуациями; например, однажды ко мне подошел студент и сказал: «Моя девушка увидела мои двойки, и тем самым вы испортили мою личную жизнь!»

— Каким образом с информационной системой университета связаны типовые сайты кафедр НГТУ?

— Типовой сайт — еще одно из направлений развития ИСУ. В рамках данного направления мы решаем две задачи:

– обеспечение сбора информации по различным аспектам деятельности кафедры и ее сотрудников;

– централизованное создание на основе собранной информации представительских сайтов кафедр, выдержанных в едином стиле оформления.

Предполагается, что собранная таким образом информация будет не только отображаться на сайтах подразделений, но и использоваться различными службами: учебным отделом, НМЦ, отделом качества образования, администрацией.

Часть информации уже содержится в различных подсистемах, другая часть должна будет вводиться соответствующими сотрудниками кафедр и самими преподавателями. Безусловно, это потребует определенных усилий с их стороны, но такая технология является общепринятой и соответствует современному уровню информатизации.

Замечания и предложения по работе с  информационной системой университета принимаются по телефону (383) 346-02-68 или электронному адресу

 

 

 

 
Все статьи выпуска:
free space
Программы заседаний Координационного совета НГТУ

Проект Положения об учебном электронном издании НГТУ
Е. А. Зима

Информационная система университета
Интервью с директором ЦИУ НГТУ
В. М. Стасышиным

Типовой сайт кафедры НГТУ
Интервью с директором НМЦ НГТУ Е. А. Зима и с директором ЦИУ НГТУ
В. М. Стасышиным

Совещание в ТГУ по итогам межрегионального проекта
А. Р. Шакирова

Опыт реализации программы «Педагогические информационные технологии»
Н. С. Фоменко; Интервью с проректором НГТУ по учебной работе Ю. А. Афанасьевым и директором ИДО НГТУ
В. И. Гужовым

Повышение квалификации преподавателей ГАГУ
А. А. Темербекова,
И. В. Чугунова

ИКТ в обучении иностранным языкам: региональный опыт
О. С. Дворжец,
Н. Ю. Эйдельман

Использование возможностей среды LabVIEW в НГТУ
Е. Д. Баран

Мировой рейтинг веб-сайтов вузов и научно-исследовательских институтов
М. А. Бовтенко

Электронные презентации для сопровождения публичных выступлений
М.А. Бовтенко

Полная версия выпуска
Скачать (1,26 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»