Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 март 2006free space
Новости Ассоциации
free spaceОпыт реализации программы «Педагогические информационные технологии»
free space

В рамках межрегионального проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций» в Новосибирском государственном техническом университете были реализованы программы повышения квалификации: «Эксперт по качеству электронного обучения» для преподавателей вузов города и «Педагогические информационные технологии» для учителей, руководителей школ и специалистов управления образованием различных районов г. Новосибирска и Новосибирской области (подробнее см. «ИТО № 5 (9), декабрь 2005 г.).

Общее руководство работой по данному проекту в НГТУ осуществляет проректор по учебной работе Ю. А. Афанасьев. Ответственными за реализацию данных программ обучения были Институт дистанционного образования и факультет повышения квалификации преподавателей НГТУ.


Программа «Педагогические информационные технологии» включала общие и профильные модули: для специалистов управления образованием и руководителей школ, учителей химии, физики, математики и иностранных языков.

Слушатели изучали требования к информационно-коммуникационной компетенции работников системы образования, возможности эффективного управления информационной средой учебного заведения, критерии оценки электронных ресурсов, методику их использования в учебном процессе, принципы оценки деятельности преподавателя в системе электронного обучения. Обучение по программе проводили преподаватели и сотрудники различных подразделений НГТУ: доцент кафедры химии О. В. Андрюшкова, доценты кафедры инженерной математики Е. А. Подолян и Г. В. Недогибченко, доцент кафедры программных систем и баз данных, в.н.с. ГПНТБ СО РАН Г. Б. Паршукова, зам. директора ИДО О. В. Казанская, инженеры-программисты ИДО Д. Д. Бочаров и А. С. Максименко, с.н.с. ИДО М. А. Бовтенко, аспирант  ФГО Н. А. Кочетурова, зав. кафедрой прикладной и теоретической физики (ПиТФ) В. Г. Дубровский, ст. преподаватель кафедры ПиТФ И. Н. Пятаева, зав. учебными лабораториями кафедры ПиТФ В. В. Грищенко, инженер кафедры ПиТФ В. А. Мельниченко, доценты кафедры общей физики А. М. Погорельский и В. В. Давыдков, доцент СибГУТИ Е. Ю. Чернова. 


Обучение учителей химии.
Преподаватель — доцент кафедры химии О. В. Андрюшкова

Завершила обучение в рамках программы видеоконференция «Задачи ресурсных центров в подготовке кадров общего и профессионального образования в области ИКТ», в которой приняли участие представители Регионального центра дистанционного образования Томского государственного университета, ресурсного центра в Зырянском районе Томской области, Бердского филиала НГТУ, руководители ресурсных центров ИДО НГТУ. Техническое сопровождение конференции в НГТУ осуществлял инженер-программист ИДО М. Н. Киселев.


Видеоконференция в НГТУ. Ведущая — зам. директора ИДО О. В. Казанская

Обучение по программе прошли 63 человека, 20 из них — по двум профилям: управление образованием и предметное обучение.

В начале и конце обучения было проведено анкетирование слушателей, целями которого были самооценка уровня подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, оценка качества образовательной программы курса, преподавания и организации процесса обучения, а также выявление наиболее перспективных направлений дальнейшего повышения квалификации специалистов общего образования.

Как показали результаты анкетирования, несмотря на то, что активно осваивать ИКТ большинство слушателей начали только в течение 2–4 последних лет, почти все из них владеют навыками пользователя персонального компьютера (около 30% на уровне квалифицированных пользователей и более 60% на начальном уровне). Возможность использования компьютеров на работе и дома имеют 94% слушателей, в то время как доступом в интернет обеспечены только около 80%. В то же время навыки работы на компьютере и возможность работать на компьютерах дома имеют в среднем более половины учащихся школ, в которых работают участники программы.

При этом использование ИКТ в школах в основном ориентировано на обеспечение задач управления и преподавание информатики; значительно реже (только в 20%) ресурсы ИКТ используются в обучении другим учебным дисциплинам.


Это делает одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего сотрудничества именно профильное повышение квалификации учителей — обучение методике использования ИКТ в преподавании различных дисциплин.
Слушатели заинтересованы в использовании разнообразных форм повышения квалификации — не только курсов, но и семинаров, практикумов, видеоконференций.

К другим важным направлениям дальнейшего взаимодействия школ и НГТУ слушатели отнесли:

– различные виды информационной поддержки преподавателей (такие, как рассылка  бюллетеня «Информационные технологии в образовании», тематическая электронная рассылка по проблемам информатизации образования и межрегионального сотрудничества, информирование о проведении конференций, предоставление консультаций на образовательном портале);

– работу на базе специализированных предметных ресурсных центров (консультации специалистов, обеспечение электронными учебными материалами);

– обучение пользователей, преимущественно на продвинутом уровне (рис. 1).   


Рис. 1. Перспективы направления повышения квалификации учителей
в сфере педагогических информационных технологий 


Наталья Сергеевна Фоменко,
пресс-секретарь
Института дистанционного образования НГТУ

 

 

 


 На вопросы редакции бюллетеня о реализованных программах обучения отвечают проректор НГТУ по учебной работе Ю. А. Афанасьев и директор ИДО НГТУ В. И. Гужов.

Юрий Андреевич Афанасьев

— Юрий Андреевич, что дает реализация таких программ нашему университету?

— Во-первых, наш университет, как и любой вуз, является «потребителем продукции» школы, поскольку большинство выпускников школ поступают в различные высшие учебные заведения. Нам небезразлично, с какой подготовкой абитуриенты придут в НГТУ, поэтому мы просто обязаны оказывать школьным учителям помощь в обучении наших будущих студентов. Возможно, учесть все наши пожелания учителя не смогут, однако те программы, которые мы предложим школам, в конечном итоге будут работать и на нас самих.

Во-вторых, имея опыт реализации подобных программ, НГТУ может успешно участвовать в конкурсах грантов, а также в национальных проектах, которые связаны с информатизацией среднего общего образования. А подобные проекты, без сомнения, будут способствовать дальнейшему развитию университета.

— Какими Вы видите перспективы сотрудничества НГТУ в этой сфере с учебными заведениями различных уровней образования?

— Недавно я принял участие в межрегиональном совещании «Опыт построения региональных систем оценки качества образования», где выступил с предложением рассматривать университет как ресурсный центр для развития системы оценки качества образования вообще, а также для повышения качества общего образования. В НГТУ действительно имеются технологии и ресурсы, достаточные для обеспечения школ необходимой методической поддержкой. В прошлом году наш университет принимал участие в реализации межрегионального проекта; надеюсь, что и в этом году, на втором этапе осуществления проекта, НГТУ будет отвечать за одно из направлений работы в его рамках. Нас, в частности, интересует сфера повышения квалификации и переподготовки учителей. Конечно, вузы — не единственные организации, предлагающие обучающие программы для школьных учителей; есть институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и т.д. Кроме того, сотрудники вузов, возможно, не очень хорошо представляют себе особенности работы со школьниками.  

Однако руководители школ все чаще выбирают для учителей программы повышения квалификации, предоставляемые именно вузами: во-первых, вузы обеспечивают высокое качество подготовки в области предметного содержания, а во-вторых, активно используют информационные технологии.

Поэтому мы будем обязательно продолжать работу в этом направлении, и я надеюсь, что в ближайшем будущем НГТУ начнет более интенсивно сотрудничать с учебными заведениями различных уровней образования — общего, начального профессионального, среднего профессионального.

Что же касается программы «Эксперты по качеству электронного обучения», то электронное обучение в разной степени развивается на всех уровнях образования, и уже настало время, когда остро чувствуется потребность в экспертах, знающих особенности создания электронных учебных пособий и организации электронного обучения и способных оценивать качество разработок в этой сфере. В скором будущем в вузах электронные учебные издания будут засчитываться как публикации при присвоении ученых званий, а для этого нужны специалисты, способные осуществить экспертизу электронных изданий и вынести квалифицированное заключение. Поэтому данное направление мы тоже обязательно будем развивать, и если такими программами заинтересуются школы и колледжи, то НГТУ будет готовить экспертов по качеству электронного обучения для различных уровней образования.
 


 Владимир Иванович Гужов  

— Владимир Иванович, какое значение реализованные программы имеют для Института дистанционного образования?

— Опыт, приобретенный в процессе разработки и реализации таких программ как «Педагогические информационные технологии» и «Эксперт по качеству электронного обучения» для ИДО имеет огромное значение. Ведь сейчас программы повышения квалификации для различных уровней образования становятся для нас одним из важнейших направлений деятельности. Это связано в том числе с демографической обстановкой в стране, из-за которой уже со следующего года ожидается резкое сокращение числа абитуриентов.

— Какими Вы видите возможности участия ИДО в подобных программах для учебных заведений различных уровней образования?

— Программы повышения квалификации зачастую отличаются от программ высшего образования тем, что они должны быть выстроены в полном соответствии с потребностями конкретных коллективов, а время на их создание ограничено. Поэтому на первый план выступают технологии, позволяющие сократить время разработки курсов и снизить их стоимость.

В связи с этим одной из целей ИДО на этот год является подготовка инструментария для создания электронных курсов. В этом направлении нами уже проделана большая работа. У нас есть опыт создания электронных обучающих курсов для школ (для учителей и школьников), программ повышения квалификации для преподавателей вузов, программ обучения для организаций в сфере промышленности. Следующим шагом может стать выход на рынок начального специального и среднего специального образования.

 
Все статьи выпуска:
free space
Программы заседаний Координационного совета НГТУ

Проект Положения об учебном электронном издании НГТУ
Е. А. Зима

Информационная система университета
Интервью с директором ЦИУ НГТУ
В. М. Стасышиным

Типовой сайт кафедры НГТУ
Интервью с директором НМЦ НГТУ Е. А. Зима и с директором ЦИУ НГТУ
В. М. Стасышиным

Совещание в ТГУ по итогам межрегионального проекта
А. Р. Шакирова

Опыт реализации программы «Педагогические информационные технологии»
Н. С. Фоменко; Интервью с проректором НГТУ по учебной работе Ю. А. Афанасьевым и директором ИДО НГТУ
В. И. Гужовым

Повышение квалификации преподавателей ГАГУ
А. А. Темербекова,
И. В. Чугунова

ИКТ в обучении иностранным языкам: региональный опыт
О. С. Дворжец,
Н. Ю. Эйдельман

Использование возможностей среды LabVIEW в НГТУ
Е. Д. Баран

Мировой рейтинг веб-сайтов вузов и научно-исследовательских институтов
М. А. Бовтенко

Электронные презентации для сопровождения публичных выступлений
М.А. Бовтенко

Полная версия выпуска
Скачать (1,26 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»