Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 ноябрь 2007free space
Информационные ресурсы НГТУ
free spaceИнформационная система университета: текущее состояние
free space

Информационная система (ИС) НГТУ, работа над которой ведется Центром информатизации университета, представляет собой совокупность комплексов (см. рисунок).

Начало ИС было положено Информационной системой «Деканат». В настоящий момент в Информационную систему университета входят следующие компоненты, обзор которых предлагается вашему вниманию.

I. Комплекс подсистем обеспечения учебного процесса включает следующие подсистемы:

- «Автоматизированное рабочее место методиста деканата (АРМ методиста)»;

- «Управление учебным процессом (учебные планы, учебные поручения)»;

- «Приемная комиссия»;

- «Студенческий отдел кадров (ОК)»;

- «Веб-приложение для подготовки приказов»;

- «Веб-приложение для секретарей ГЭК»;

- «Веб-приложение для учета результатов контрольных недель»;

- «Составление расписания».

«АРМ методиста» – многофункциональное приложение, с которым работает инспектор по работе со студентами и которое развивается с учетом предложений факультетов, зачастую весьма специфических.

Приложение «Управление учебным процессом» является инструментом для работы с электронными копиями учебных планов и учебными поручениями, предназначенным для деканов и их заместителей. Один из относительно новых компонентов данного приложения – формирование учебных поручений. Его задача – автоматизировать процесс подготовки учебных поручений без изменения структуры и общей методики формирования учебных поручений, привычных для факультетов. Три факультета – ФЛА, МТФ и ЗФ – работают с данной технологией с прошлого года; остальные факультеты тоже готовятся к переходу на нее.

В целом эта часть ИС наиболее стабильна; сотрудники деканатов работают с перечисленными средствами в течение 1-3,5 лет и уже привыкли к новой технологии работы. Можно констатировать, что переходный период, связанный с внедрением основных элементов ИС, закончился, и те службы, которые выступают потребителями информации, обоснованно полагают, что ИС содержит достоверную и актуальную информацию (одними из основных поставщиков которой как раз являются деканаты). Так, сотрудники ПФО используют содержащуюся в ИС информацию финансового порядка не только для отчетности, но и для построения бюджета следующего года.

Функции двух следующих приложений комплекса понятны без пространных комментариев.

Приложение «Приемная комиссия» пережило уже две приемные компании, адаптируясь к изменениям в процедуре приема абитуриентов и обеспечивая взаимосвязь с «АРМ методиста».

Приложение «Студенческий отдел кадров» – это некоторая проекция информации из деканатов плюс специфические учетные функции, которые выполняет студенческий ОК.

Следующие три приложения из приведенного выше списка – это так называемые кафедральные приложения.

«Веб-приложение для подготовки приказов» служит для формирования приказов об утверждении тем и руководителей выпускных работ, допуске к защите и назначении рецензентов, распределении на практику. Приложение доступно только для авторизованных пользователей – с ним работают сотрудники кафедр, ответственные за подготовку приказов соответствующих типов. На текущий момент приложение используют сотрудники 45 кафедр.

Цель «Веб-приложения для секретарей ГЭК» – занесение в базу данных информации о защитах студенческих дипломов для автоматизированного формирования ежегодного отчёта, отправляемого в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

«Веб-приложение для учета результатов контрольных недель» используется преподавателями кафедр. В среднем по контрольным неделям в ИС заносится примерно 70% оценок.

Назначение приложения «Составление расписания» понятно из его названия. Ожидается, что уже в следующем учебном году расписание будет формироваться на его основе.

II. Вторая группа приложений ИС – комплекс подсистем отделов и служб:

- подсистема отдела кадров;

- подсистема второго отдела;

- подсистема Центра международного образования;

- подсистема отдела подготовки кадров высшей квалификации – ОПКВК («АРМ сотрудника отдела аспирантуры»);

- подсистема ОПКВК («АРМ методиста диссертационного совета»);

- подсистема сбора информации о научной деятельности;

- подсистема службы безопасности;

- подсистема менеджмента качества;

- «Рабочее место помощника ректора (аренда и средства связи)».

Все перечисленные приложения работают в полном объеме и обслуживаются сотрудниками соответствующих отделов и служб.

Подсистема отдела кадров – наиболее старая подсистема Информационной системы, работающая с 2004 года и служащая для выполнения функций отдела. С лета 2006 г. с приложением ОК начал работать Институт социальной реабилитации.

Подсистема второго отдела – некоторая производная от подсистемы ОК и приложения «АРП методиста». Сюда поступает вся информация о студенческом составе и кадровом составе сотрудников университета для выполнения операций воинского учета и формирования различных форм воинского учета для военкоматов. С подсистемой работает начальник второго отдела В.А. Припоров

Подсистема Центра международного образования (ЦМО) обеспечивает доступ к студенческой базе данных, служит для занесения дополнительной информации об иностранных студентах, подготовки различных отчетных и справочных документов. В настоящее время с данной подсистемой работает 5 сотрудников ЦМО.

Подсистема отдела аспирантуры «АРМ сотрудника отдела аспирантуры» выполняет примерно те же функции, что и деканатская подсистема «АРП методиста», с учетом специфики отдела: помогает осуществлять учет аспирантов и докторантов, подготовку приказов, учет успеваемости аспирантов, стипендий аспирантов и докторантов, результатов аттестаций, оплаты контрактов.

Другая подсистема ОПКВК – «АРМ методиста диссертационного совета» – содержит информацию о диссертационных советах, соискателях, защитах.

Данные из подсистем ОПКВК используются для отчетов, которые готовятся для руководства университета и вышестоящих инстанций (министерства, статуправления и др.).

Подсистема сбора информации о научной деятельности – инструмент сотрудников отдела организации НИР для сбора информации о научных школах, научных направлениях, научных конференциях.

Подсистема службы безопасности – приложение, через которое можно отслеживать отчисление студентов, их заселение в общежития и выселение из них, увольнение сотрудников – с тем чтобы связать это с аннулированием служебных удостоверений. Это еще одна проекция информации из системы ОК и системы «АРМ методиста».

Подсистема менеджмента качества предназначена для внесения документов по менеджменту качества сотрудниками соответствующего отдела и отображения данных документов в закрытой части корпоративной системы согласно полномочиям пользователей.

В функции последнего приложения из этой группы («Рабочее место помощника ректора») входит ведение реестра договоров аренды, учет оплат и начислений за аренду, услуги связи, коммунальные и прочие услуги. С приложением работает И.М. Лившиц, который является очень активным пользователем ИС.

III. Комплекс подсистем обеспечения финансовой деятельности включает:

- подсистему учета стипендиального фонда и финансовых поступлений по студенческому составу;

- подсистему бухгалтерии;

- подсистему обмена данными между бухгалтерией и ПФО;

- подсистему обмена данными между бухгалтерией и деканатами;

- подсистему управления финансовой деятельностью научного отдела;

- подсистему ведения штатного расписания и ФОТ;

- подсистему учета доходов и расходов (ПФО).

Подсистема учета стипендиального фонда и финансовых поступлений по студенческому составу – достаточно старая подсистема для сотрудников ПФО, выполняющая функции контроля финансовых средств, которые распределяются в виде стипендий, пособий, премий и поступают в виде платежей по контрактам и ДОУ.

Применение в течение последнего года подсистемы бухгалтерии позволило решить важную стратегическую задачу – объединить Информационную систему университета с системой бухгалтерии. Это позволило внедрить:

а) подсистему обмена данными между бухгалтерией и ПФО, позволяющую сотрудникам ПФО в соответствии с их полномочиями получать в режиме онлайн доступ к отчетам бухгалтерии (в ближайшее время такую возможность получат сотрудники отдела организации НИР – для контроля финансовых поступлений по научными договорам – и сотрудники ректората);

б) подсистему обмена данными между бухгалтерией и деканатами, которая обеспечивает

- ежедневную передачу изменившихся сведений о студенческом составе из подсистемы «АРП методиста» в формате, предназначенном для подсистемы бухгалтерии;

- ежедневную передачу информации о зарегистрированных приказах о назначении стипендий и пособий из подсистемы «АРМ методиста» в подсистему бухгалтерии, что освобождает сотрудников бухгалтерии от необходимости повторно вводить эти приказы в свою подсистему.

Следует отметить, что имеются и другие подсистемы обмена информацией в рамках Информационной системы. Например, на ФЭН существует локальная система для контроля пользования компьютерными классами, интернетом, другими факультетскими ресурсами. В эту локальную систему передаются изменения в студенческом составе, происходящие вследствие проведения приказов в подсистеме «АРМ методиста» на факультете.

Подсистема управления финансовой деятельностью научного отдела помогает наладить оперативный учет научных договоров, сделать его прозрачным для научных руководителей подразделений. По сути, это тот же учет, что и в ПФО, но со своей спецификой.

Подсистемы ведения штатного расписания и ФОТ и учета доходов и расходов (ПФО), внедрение которых планируется с начала нового календарного года, предназначены для работы со сметами, бюджетирования, контроля исполнения бюджетов.

IV. Создание группы подсистем студенческого городка стало возможным после того, как летом прошлого года ЦИТ обеспечил связь между корпусами университета и студенческим городком.

Названия подсистем этой группы («Учет проживающих студенческого городка», «Паспортный стол НГТУ») говорят сами за себя.

Данные о проживающих в общежитиях из подсистемы студенческого городка доступны в подсистеме «АРМ методиста» и подсистеме службы безопасности.

V. Система сбора информации (ССИ) – проект, инициированный администрацией университета. Состав собираемой информации определяется Научно-методическим центром исходя из требований формируемых ежегодных отчетов различного уровня.

Проблемы, связанные с наполнением ССИ актуальной информацией, обсуждались на совещании деканов 31.10.2007 года. По решению администрации университета, оценка деятельности подразделений по итогам года будет проводиться на основе информации, занесенной в ССИ.

По адресу http://ciu.nstu.ru/monitoring (или с главной страницы портала Информационной системы http://ciu.nstu.ru) для руководителей подразделений доступен раздел мониторинга системы сбора информации с кафедр, в котором можно контролировать заполнение кафедрами различных разделов. Доступ к указанному разделу имеют деканы, их заместители, заведующие кафедрами, их заместители, ученые секретари кафедр, ответственные за сайты кафедр.

С системой сбора информации тесно связаны портал Информационной системы и новая версия официального портала университета, работа над которой ведется Центром информатизации университета совместно с Информационной службой НГТУ.

Наиболее посещаемый раздел портала Информационной системы – это, конечно, раздел, посвященный студентам (учебные графики, учебные планы, успеваемость).

В корпоративной части портала, доступ к которой имеют только авторизованные пользователи, содержатся отчеты разного назначения.

VI. Подсистемы информационной поддержки ИОП включают два проекта:

- формирование банка данных экспертов;

- подсистему учета лицензионного программного обеспечения, с помощью которой с 3 ноября 2007 года осуществляется контроль передачи программного обеспечения в подразделения.

Полный список проектов Центра информатизации университета можно найти на сайте ЦИУ НГТУ по адресу http://ciu.nstu.ru/site.

Владимир Михайлович Стасышин,
к.т.н., доцент, руководитель Центра
информатизации университета, НГТУ


 
      

Все статьи выпуска:
free space
Программы заседаний Координационного совета НГТУ по информатизации образования

Итоги общего собрания Ассоциации «Сибирский открытый университет»
А.Р. Шакирова

«ЕОИС-2007»
А.Р. Шакирова

Приобретение программного обеспечения для НГТУ
В.В. Губарев, В.М. Стасышин, Н.А. Чистяков

Повышение квалификации преподавателей и сотрудников НГТУ по ИКТ

Зарубежные конференции по направлениям
ИОП в 2007/2008 году

М.А. Бовтенко

Гранты НГТУ по совершенствованию учебного процесса заочной формы обучения

Информационная система университета: текущее состояние
В.М. Стасышин

«Информационные технологии вне новых организационных структур мертвы»
(«Online Educa Moscow-2007»)

С.Л. Тимкин

Конференция «Инновации – ключ к будущему»

Семинар «ИКТ в преподавании иностранных языков»
Н.А. Кочетурова

Доступ к Электронной библиотеке диссертаций РГБ для сотрудников НГТУ
Т.В. Баздырева

Полнотекстовые электронные ресурсы для читателей Научной библиотеки НГТУ

Полная версия выпуска
Скачать (1,29 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»