Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 ноябрь 2007free space
Конференции в сфере ИКТ
free space«Информационные технологии вне новых организационных структур мертвы»
(«Online Educa Moscow-2007»)

free space

С 30 сентября по 3 октября 2007 г. в Москве впервые прошла Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий электронного обучения (e-learning) – «Online Educa Moscow-2007». В ней приняли участие 550 специалистов в сфере электронного обучения. Работа конференции была организована по 8 направлениям:

- оценка и гарантии качества в среде e-learning;

- повышение качества обучения и конкурентоспособности вуза за счет реорганизации его структуры и системы менеджмента в среде e-learning;

- международное сотрудничество в сфере e-learning;

- эволюция образовательных контентов и технологий в среде e-learning;

- демонстрации новинок и разработок в области контентов и технологий;

- непрерывное обучение – школы, колледжи, вузы;

- совершенствование и развитие нормативно-правовой базы системы образования и лицензирование деятельности образовательных учреждений;

- общефилософские вопросы e-learning.

В рамках конференции работали 42 секции по перечисленным направлениям, было сделано 168 докладов. Помимо традиционных форматов работы, были реализованы такие форматы, как круглые столы, форумы и панельная дискуссия. Работала небольшая, но содержательная выставка.

В конференции участвовали докладчики и гости из Бельгии, Канады, Чехии, Великобритании, Бразилии, Финляндии, Словакии, США, Аргентины, Германии, Португалии, Италии, Румынии, Кувейта, Ирана, Франции, стран СНГ.

Все, что происходило на конференции, было невозможно охватить даже целой делегацией, поэтому я остановлюсь только на панельной дискуссии, которая состоялась 1 октября между ректорами нескольких вузов, имеющих значительные достижения в области электронного обучения: Московской финансово-промышленной академии (МФПА), Московского государственного технического университета связи и информатики (МГТУСИ); Современной гуманитарной академии (СГА); Санкт-Петербурского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), Международного института менеджмента ЛИНК.

Ведущим панельной дискуссии был проф. Ю. Б. Рубин – ректор МФПА, которая выиграла конкурс на проведение этой конференции. Юрий Борисович предлагал тему для обсуждения, каждый участник высказывал свое мнение, а в конце обсуждения темы слушатели могли задать вопросы.

Тема 1. Сочетание бизнес-форматов и академических компетенций в электронном обучении

Все участники дискуссии высказались за необходимость такого сочетания и согласились с тем, что для современного технологичного образовательного процесса важны оба данных компонента. Однако в оценках приоритетности компонентов и форм их сочетания проявились различия.

Так, проф. В.М. Карпенко, ректор СГА, самого крупного в России – а возможно, и в Европе – вуза, использующего дистанционные технологии (180 тыс. студентов), считает, что образование – это, безусловно, производительная отрасль: человек с высшим образованием в среднем в 15 раз больше вкладывает в ВВП своей страны, получает вдвое большую зарплату и платит в 2 раза больше налогов. Экономическая мощь США, по его мнению, зиждется, в частности, на том, что там 31% экономически активного населения имеет высшее образование, причем по этому показателю США примерно вдвое превосходят Россию, да и Европу в целом.

Однако академическая составляющая, по мнению В.М. Карпенко, тоже очень важна. При этом дело не в профессиональных компетенциях. Как показывают исследования, «среднее время жизни технического специалиста» составляет 9 лет, потом эти специалисты уходят в менеджмент, бизнес, сферу услуг. Что же дает человеку высшее образование? Увеличенное по сравнению со средним уровнем количество синапсов в мозге, приобретенное во время учебы, и способность усваивать знания. Что дает этому процессу электронное обучение? Некоторое ускорение, не более того: академичность определяется не технологией обучения, а фундаментальностью и систематичностью образования.

Проф. А.С. Аржанов, ректор МГТУСИ, не отрицая бизнес-составляющей образования, указал на существование «разных бизнесов» и привел в качестве примера рыбака, полностью осушившего пруд, продавшего рыбу и с легкостью вложившего деньги в нефтедобычу. Вывод А.С. Аржанова: такой бизнес в образовании «нам не нужен».

Проф. Д.В. Пузанков, ректор ЛЭТИ, также остановился на необходимости сохранения академичности. В техническом вузе необычайно важна связь науки и образования. Поэтому в основной образовательной программе электронное обучение, понимаемое, в первую очередь, как дистанционное образование, не должно быть базовой технологией. Зато оно абсолютно уместно в непрерывном, дополнительном образовании.

Тема 2. Конкуренция в образовании и влияние электронного обучения на конкурентоспособность вуза

Обсуждая данную тему, ректоры отметили, что конкурентоспособность вуза определяется его экономической эффективностью и качеством даваемого им образования.

Проф. Д.В. Пузанков считает, что электронное обучение обеспечивает вузам конкурентные преимущества за счет того, что оно, с одной стороны, расширяет возможности второго высшего и дополнительного образования, а с другой стороны, позволяет принимать на магистерские программы студентов из других вузов, что, кстати, вполне соответствует идеям Болонской декларации.

Тема расширения возможностей подготовки магистров звучала и на других мероприятиях конференции, причем выявилась новая и неоднозначная для вузов тенденция: в сферу подготовки магистров активно вторгается крупный бизнес.

Проф. М.П. Карпенко, ректор СГА, подчеркнул, что результат обучения на 68% зависит от биологических факторов (ген) и только на 32% - от академической среды. Поэтому легче всего высокого качества обучения можно добиться ужесточением отбора, что неприемлемо в условиях массового обучения. Но и в рамках этих 32% вузу необходимо работать для повышения своей конкурентоспособности. Ректор СГА обратил внимание коллег на вызовы глобализации, с которыми сталкивается отечественное образование. Единственным выходом из складывающейся тревожной ситуации М.П. Карпенко считает интеграционные процессы среди отечественных вузов и предлагает свою модель объединения вузов.

Надо сказать, что тема сотрудничества и кооперации вдохновила ректоров больше, чем тема конкуренции. Вопросы конкуренции вузов в аспекте электронного обучения обсуждались позже на специальной секции, но на наш взгляд, там дискуссия протекала довольно вяло. Единственным запомнившимся моментом был новый термин «коонкуренция», означающий «конкуренция + сотрудничество». Как отметил М.П. Карпенко, крупнейший менеджер в сфере образования, «стратегическое партнерство есть одна из форм конкуренции».

Тема 3. Электронное обучение как объект и инструмент модернизации образования

В ходе обсуждения данной темы ведущий предложил ответить на следующий вопрос: на что прежде всего должно оказывать свое модернизирующее влияние электронное обучение – на академические компетенции либо на бизнес-форматы? Однозначного ответа на этот вопрос получено не было, но прозвучало много интересных мыслей.

Проф. М.П. Карпенко заявил, что модернизация – слишком слабый термин для современного состояния образования. Нужно говорить о революционной ситуации, сопоставимой с этапом перехода от гужевого транспорта к автомобильному. Сегодняшние дискуссии и действия Минобрнауки М.П. Карпенко сравнил с гипотетическими заседаниями и действиями Минтранспорта той далекой переходной эпохи: защитники уходящей техники предлагают для решения проблем увеличить выпуск и качество хомутов, наладить стабильные поставки колесной смазки, тогда как необходима выработка совершенно новых взглядов и постановка совершенно новых задач. Так, нынешнее очередное сокращение малокомплектных школ в сельской местности – «решение кучеров», но не автомобилистов. Нынешние технологии позволяют и требуют увеличить количество таких школ – можно дойти до каждого «медвежьего угла» и дать ему надежду и импульс для развития.

Говоря о модернизации, практически каждый ректор делал упор на консолидацию, кооперацию, выстраивание ассоциативных связей. Но понимают эти процессы ректоры по-разному. По мнению ректора ЛЭТИ, для технических вузов это скорее вертикальные связи (производство, наука, учреждения разных уровней образования), а для социально-гуманитарных – горизонтальные. В то же время ректор ЛИНКа объявил о том, что в его институте разрабатывается теория образовательных сетей независимых образовательных учреждений.

Нам кажется, что общий смысл этой интересной дискуссии можно кратко выразить фразой ректора ЛИНКа С.А. Щенникова: «Информационные технологии вне новых организационных структур мертвы».

Вопрос о том, каким должен быть университет будущего, что с ним станет после того как все обучающиеся, преподаватели, сотрудники, весь контент обучения будут «в сети», считает главным и президент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) В.П. Тихомиров, который, к сожалению, не присутствовал на панельной дискуссии, но вел одну из интереснейших секций: «Индустрия
e-learning».

Одним из важнейших результатов всякой конференции, а тем более такой представительной и «действительно международной», являются контакты между участниками, обмен визитками и материалами, предварительные договоренности о начале сотрудничества. Здесь, помимо встреч с нашими давними партнерами из ГНИИ ИТТ «Информика», Всемирного технологического университета, «Главэкспертцентра», Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров и пр., мы провели ряд перспективных переговоров с сотрудниками:

- Интернет-университета информационных технологий;

- Европейского представительства компании Blackboard International B.V.;

- Федерального института развития образования;

- Ryerson University (Toronto, Ontario, Сanada);

- Восточным институтом экономики, гуманитарных наук, управления и права и Ульяновским техническим университетом – на предмет разработки образовательных программ специализированного программного обеспечения;

- Richland College (Dallas, USA);

- МФПА и пр.


Сергей Леонидович Тимкин,
к.ф.-м.н., доцент, директор Центра информационно­-методической поддержки образования, заведующий кафедрой педагогических информационных
технологий и дистанционного образования ОмГУ

 

 

 

 

P.S. Как это часто бывает, встретили мы и наших выпускников, бывших омичей. Большой привет выпускникам матфака ОмГУ 1988 г. передает Ольга Александровна Данилова, ведущий эксперт и руководитель проектов по внедрению Oracle EBS Центра разработки ФОРС.



Прокомментировать статью С.Л. Тимкина мы предложили заместителю директора Института дистанционного образования НГТУ, к.т.н., доценту кафедры ВТ Ольге Васильевне Казанской.  

- Ольга Васильевна, участвовали ли в этой конференции сотрудники НГТУ?

- К сожалению, нет. Сотрудники НГТУ получили согласие руководства университета и отправили несколько докладов, однако в Москву никто не поехал.

У нас было понимание того, что первая конференция такого уровня по электронному обучению в России неизбежно вызовет обсуждение стратегических проблем в этой области, решаемых на уровне топ-менеджеров высшего образования, и статья Сергея Леонидовича, по сути дела, подтвердила эти предположения. Хотелось бы, чтобы достижения нашего университета в этой сфере (с моей точки зрения, весьма немалые) были представлены на подобной конференции на соответствующем уровне.

- Как Вы считаете, может ли конференция в Москве стать серьезным конкурентом аналогичных конференций в Берлине и в Мадриде?

- А насколько это нужно? Нужна ли здесь конкуренция вообще? Конечно, конференция в Берлине оставляет неизгладимый след в памяти и благодаря размаху (более 2000 участников, представляющих около 100 стран; на выставке – стенды более 40 ведущих фирм в этой сфере и т.д.), и благодаря уровню организации (проходит одновременно более 10 секций, реализуются различные виды обсуждений, демонстраций новых разработок). Темы, предлагаемые для обсуждения на конференции, очень интересны и важны для целей высшего образования.

Организация аналогичной конференции в Москве дает возможность не только переноса передовых технологий организации конференций в российскую действительность, но и гораздо более интенсивного распространения идей электронного обучения у нас в стране. И судя по отзывам участников, многое из задуманного организаторами конференции в итоге получилось.

- Что Вам показалось наиболее интересным в конференции «Online Educa Moscow-2007» – по крайней мере, в дискуссии, описанной С.Л. Тимкиным?

- Мне показалось не только интересным, но и очень важным состоявшееся обсуждение путей развития электронного обучения в высшем профессиональном образовании, а также необходимых организационных изменений для успешного внедрения этого вида обучения, так востребованного сегодня. Сам заголовок статьи Сергея Леонидовича говорит о многом.

Как известно, сначала под электронным обучением (ЭО) зачастую понимали некоторую технологически «улучшенную» форму дистанционного обучения – так называемое дистанционное обучение с применением ИКТ. Основными проблемами ЭО считались качество телекоммуникационной связи, разработка необходимых электронных учебных материалов и повышение квалификации преподавателей в области ИКТ. Но уже спустя несколько лет было признано, что не менее актуальными проблемами при внедрении ЭО в процесс обучения являются проблемы управления.

На Парижской конференции по электронному обучению в 2002 г. было признано, что ЭО – это комплексное направление, включающее различные аспекты, а именно: обучающие технологии, методики, знание/содержание, организационные и общие технологии, которые должны быть тщательно сбалансированы, для того чтобы ЭО было успешным. Основной вывод этой конференции был таким: все основные составляющие ЭО уже имеются, но они не интегрированы и не гармонизированы между собой, например, педагогические модели зачастую не соответствуют технологическим возможностям ЭО. Поэтому приоритет должен быть отдан запуску механизмов постоянного видоизменения образовательных и обучающих систем для внедрения ЭО. Участники конференции признали, что если ранее ЭО формировалось как предмет научного исследования, как субъект методической и программно-технологической поддержки, то в последние годы становится очевидным, что ЭО – это предмет управления.

Постоянно расширяющееся применение ЭО в традиционных университетах привело к осознанию того, что электронные учебники есть важная, но, мягко говоря, не единственная составляющая этого процесса, что развитие ЭО есть многосторонний процесс, в который вовлекаются многие структуры университета. Понимание важности этого процесса, необходимости соответствующих управленческих решений и адекватной организационной структуры университета позволяет своевременно решать задачи обеспечения ЭО (кадрового, методического, технологического) и эффективно внедрять электронное обучение в реальные образовательные программы.

Конференции «Online Educa»

В настоящее время существует несколько версий конференции «Online Educa» — в Германии, Испании и России (см. «ИТО» №3 (12), октябрь 2006). «Online Educa Berlin» является самой масштабной конференцией в мире, посвященной электронному обучению. Последние годы в ней в том или ином формате участвуют и представители НГТУ (в 2004 и 2005 гг. – за счет международных грантов). В 2004 г. данную конференцию посетила замдиректора Института дистанционного образования, доцент кафедры вычислительной техники О.В. Казанская. В 2005 г. в конференции приняли участие декан факультета повышения квалификации преподавателей Н.Ш. Никитина и с. н. с. ИДО, доцент кафедры технологии продуктов питания О.Н. Протасова. В 2006 г. тезисы О.В. Казанской вошли в сборник материалов конференции «Online Educa Berlin». В 2007 г. в рамках Инновационной образовательной программы НГТУ участниками конференции стали руководитель отдела дистанционных образовательных технологий ИДО, доцент кафедры химии О.В. Андрюшкова и директор Информационной службы НГТУ, руководитель учебно-научной лаборатории прикладной лингвистики и дистанционных образовательных технологий ИДО М.А. Бовтенко.

Веб-сайты конференций «Online Educа»:

http://www.online-educa.com

http://www.online-educa-madrid.com

http://www.online-educa-moscow.com

 

 
      

Все статьи выпуска:
free space
Программы заседаний Координационного совета НГТУ по информатизации образования

Итоги общего собрания Ассоциации «Сибирский открытый университет»
А.Р. Шакирова

«ЕОИС-2007»
А.Р. Шакирова

Приобретение программного обеспечения для НГТУ
В.В. Губарев, В.М. Стасышин, Н.А. Чистяков

Повышение квалификации преподавателей и сотрудников НГТУ по ИКТ

Зарубежные конференции по направлениям
ИОП в 2007/2008 году

М.А. Бовтенко

Гранты НГТУ по совершенствованию учебного процесса заочной формы обучения

Информационная система университета: текущее состояние
В.М. Стасышин

«Информационные технологии вне новых организационных структур мертвы»
(«Online Educa Moscow-2007»)

С.Л. Тимкин

Конференция «Инновации – ключ к будущему»

Семинар «ИКТ в преподавании иностранных языков»
Н.А. Кочетурова

Доступ к Электронной библиотеке диссертаций РГБ для сотрудников НГТУ
Т.В. Баздырева

Полнотекстовые электронные ресурсы для читателей Научной библиотеки НГТУ

Полная версия выпуска
Скачать (1,29 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»