Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 февраль 2008free space
Новости Ассоциации
free spaceИнтеграция деятельности образовательных учреждений как необходимое условие успешного развития корпоративной образовательной информационной среды
free space

 

21 декабря 2007 года в Томском государственном университете состоялось расширенное заседание Совета Ассоциации «Сибирский открытый университет». На нем присутствовали руководители образовательных учреждений – членов Ассоциации, представители департаментов образования регионов Сибирского федерального округа. В ходе заседания были рассмотрены уставные вопросы и утвержден план мероприятий Совета на 2008 год.

Совет проводит такие совещания уже третий год. И в этот раз Совету было что обсудить.

Прошедшее в сентябре 2007 года общее собрание Ассоциации поставило перед Советом ряд важных задач, решение которых потребует от вузов Ассоциации немалых усилий.

Деятельность Ассоциации в следующем году определяют четыре важных тезиса:
– достижение социальных эффектов;
– интеграция различных уровней образования;
– усиление сетевого взаимодействия учреждений образования;
– сохранение и развитие корпоративной среды.

Достижение социальных эффектов

Трудно выделить приоритеты среди этих задач, так как только рассматривая их в комплексе, можно получить системный эффект. Тем не менее, задача достижения социальных эффектов занимает особое место и ставится в Ассоциации впервые. Это говорит о том, что сегодняшний уровень информатизации дает возможность решать не только отраслевые задачи.
 
Несомненно, информатизация образования напрямую влияет на качество образовательных программ и таким образом достигает социального эффекта – повышения уровня образованности населения. Понятно также, что качественные изменения могут наступить лишь при определенном уровне информатизации, связанном, прежде всего, с техническим оснащением, используемыми технологиями, кадровым обеспечением. И сегодня система образования уже не является просто потребителем услуг специализированных IT-компаний, она сама становится заказчиком этих услуг, сама становится разработчиком информационно-телекоммуникационных систем и сама способна оказывать IT-услуги. Следовательно, сегодня образовательные учреждения могут составлять конкуренцию IT-компаниям и решать задачи по созданию информационных систем для других отраслей народного хозяйства, в том числе задачи, связанные с информационным обеспечением населения: телевидением, радио, телефонией, Интернетом; с созданием корпоративной информационно-телекоммуникационной системы для сферы управления, здравоохранения, культуры и т. д.

Сегодня в Ассоциации уже накоплен достаточный опыт использования корпоративной информационно-телекоммуникационной системы для решения региональных проблем: пилотный проект в сфере телемедицины в Томской области, дистанционное обучение муниципальных служащих по программам повышения квалификации в Омской и Томской областях, развитие спутникового цифрового телевидения и трансляция телевизионного канала «ТВ-Университет» в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях. Важно теперь закрепить этот опыт в рамках системных мероприятий и распространить его на другие регионы Сибири.

Интеграция различных уровней образования

Следующей задачей с высокой степенью актуальности и важности является интеграция различных уровней образования в корпоративной образовательной информационной среде.
В Ассоциации хорошо налажено сетевое взаимодействие вузов со школами. Эффективно используются дистанционные технологии, на базе школ развернута сеть ресурсных центров. Понятна взаимная заинтересованность вузов и школ в таком сотрудничестве, связанная с повышением качества образования будущих абитуриентов вузов. Но если говорить о создании системы непрерывного образования как государственной задаче подготовки кадров для национальной экономики, то следует рассматривать все уровни образования в комплексе, и программа информатизации также должна быть комплексной.
 
Не секрет, что системы начального и среднего профессионального образования до последнего времени не рассматривались как субъекты федеральных программ в области информатизации. Сейчас в рамках Федеральной целевой программы развития образования и Приоритетного национального проекта «Образование» на развитие систем начального и среднего профессионального образования, в том числе и на их информатизацию, направляются значительные средства. В Ассоциации также имеется опыт решения проблем информатизации начального и среднего профессионального образования и разработки проектов создания информационных систем для НПО и СПО. Сейчас важно реализовать эти проекты, возможно, сначала в пилотном варианте для нескольких регионов Сибирского федерального округа.

Усиление сетевого взаимодействия учреждений образования

Задача усиления сетевого взаимодействия образовательных учреждений обусловлена необходимостью развития совместной образовательной деятельности, реализации совместных образовательных программ и решения важной социальной задачи – предоставления равных прав на образование. Современный уровень развития корпоративной информационно-телекоммуникационной системы позволяет реализовать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий без потери качества образования. В результате выполнения инновационных образовательных программ вузов в рамках ПНП «Образование» произошла существенная модернизация материальной и технологической базы вузов, что позволяет использовать интерактивные технологии для обучения на расстоянии. Необходимо показать эффективность высоких технологий в образовании на практике. Таким образом, мы возвращаемся к решению проблемы обеспечения качества дистанционного образования на более высоком техническом и технологическом уровне.

Сохранение и развитие корпоративной среды

При несомненной важности и значимости для системы образования телекоммуникационных сетей общего пользования, необходимо учитывать специфику образовательных информационных цифровых потоков, их нелинейный характер и создавать адекватную управляющую процедуру, которая возможна только в корпоративной сети.

В нашей корпоративной телекоммуникационной системе, построенной по многоуровневой схеме на основе наземных и спутниковых телекоммуникаций, эти особенности учтены, что значительно повышает эффективность сети при использовании интерактивных технологий в режиме реального времени, особенно видеоконференцсвязи. Таким образом, экономичность, эффективность, качество услуг в корпоративной образовательной телекоммуникационной сети являются гарантией качества образования. Следовательно, необходимо развивать и поддерживать корпоративную образовательную информационно-телекоммуникационную систему.

Понимая сложность и учитывая важность и социальную значимость поставленных задач, Совет Ассоциации рассмотрел и утвердил необходимые мероприятия на 2008 год. Назначены кураторы этих мероприятий из членов Совета и сформированы рабочие группы по подготовке пилотных проектов в рамках этих мероприятий.

Среди пилотных проектов:
– проект «Дистанционное обучение студентов по совместным образовательным программам, в том числе с выдачей второго диплома»;
– проект «Распределенная информационная система для подготовки аспирантов»;
– проект «Создание корпоративной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для повышения квалификации муниципальных служащих».

Совет также рассмотрел два крупных межрегиональных проекта, разработанных группой проректоров вузов – членов Ассоциации, и подготовил текст обращения в Министерство образования и науки по поводу поддержки этих проектов.

Важным событием в Ассоциации стало учреждение Советом Ассоциации почетного звания «Почетный доктор Ассоциации «Сибирский открытый университет». Решением Совета Ассоциации первыми это звание получили:

– Кирюшин Юрий Федорович, ректор Алтайского государственного университета, доктор исторических наук, профессор;

– Востриков Анатолий Сергеевич, заведующий кафедрой автоматики Новосибирского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор;

– Геринг Геннадий Иванович, ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, доктор физико-математических наук, профессор;

– Пустовой Николай Васильевич, ректор Новосибирского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор;

– Табакаев Юрий Васильевич, ректор Горно-Алтайского государственного университета, доктор философских наук, профессор;

– Зинченко Владислав Иванович, заместитель губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию, доктор физико-математических наук, профессор;

– Рогов Геннадий Маркелович, президент Томского архитектурно-строительного университета, доктор геолого-минералогических наук, профессор;

– Струнин Владимир Иванович, проректор по научной работе Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, доктор физико-математических наук, профессор.

Им были вручены дипломы Почетного доктора Ассоциации «Сибирский открытый университет» и соответствующие знаки отличия.

В заключение необходимо отметить, что прошедшее заседание Совета Ассоциации является особым. Принятые им решения будут реализовываться в 2008 году – юбилейном для Ассоциации. И, как полагается, юбилей надо отмечать высокими достижениями и результатами.

 


Владимир Петрович Демкин,
проректор ТГУ по информатизации,
профессор, д.ф.-м.н.,
исполнительный директор
Ассоциации «Сибирский открытый университет»

 
      

Все статьи выпуска:
free space
Ассоциации «Сибирский открытый университет» – 10 лет
Г. В. Майер

Интеграция деятельности образовательных учреждений как необходимое условие успешного развития корпоративной образовательной информационной среды
В. П. Демкин

Программы заседаний Координационного совета НГТУ по информатизации

Новое название – новые возможности
Интервью с председателем Координационного совета НГТУ по информатизации
Г. И. Расторгуевым

Основные направления работы Координационного совета в 2008 г.

Подсистема «Студгородок» информационной системы университета
В. В. Пустовалов,
С. Н. Манагарова

Видеоконференции в образовательном процессе
М. Н. Киселев, Г. Б. Паршукова, О. С. Дворжец, С. А. Кучина, Н. В. Елфимова, А. А. Ни

Online Educa Berlin-2007
М. А. Бовтенко, О. В. Андрюшкова

«Антиплагиат»: средства выявления плагиата
в электронных текстах

М. А. Бовтенко

Конференции по ИКТ в России (весна - лето 2008)

Полная версия выпуска
Скачать (2,17 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»