Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 март 2009free space
Информационные ресурсы НГТУ
free spaceАВТФ: Центр технологий National Instruments
free space
Преподаватели авторизованного регионального учебного центра «Центр технологий National Instruments» систематически применяют в учебном процессе системы автоматизированного проектирования прикладных информационно-измерительных, тестовых и управляющих систем.

Основным содержанием ряда дисциплин специализации, преподаваемых на кафедре систем сбора и обработки данных (ССОД) факультета автоматики и вычислительной техники (АВТФ), является изучение и практическое применение программного обеспечения и технических средств компании National Instruments. Прежде всего, это система графического программирования LabVIEW, проблемно-ориентированные модули и библиотеки функций для проектирования измерительных систем общего назначения, высокопроизводительных и распределенных систем сбора данных и управления – LabVIEW DSC, LabVIEW Real Time, LabVIEW FPGA, Control Design Toolkit и ряд других.

В качестве технической основы изучаемых и проектируемых студентами приложений используются разнообразные аппаратные платформы:

• многофункциональные, встраиваемые в персональные компьютеры модули ввода-вывода;

• оборудование для создания высокопроизводительных систем автоматизации экспериментальных исследований на платформе PXI;

• модульные устройства Compact Field Point для разработки распределенных систем сбора данных и диспетчерского управления (SCADA-систем);

• системы Compact DAQ – для создания портативных лабораторных установок;

• системы Compact RIO – для создания бортовых систем жесткого реального времени;

• конструктор для создания роботизированных устройств Lego Mindstorms NXT и др.

Веб-лаборатория «Микроконтроллеры и сигнальные процессоры», разработанная студентами и преподавателями на основе технологий National Instruments, используется при выполнении лабораторных работ по дисциплине «SCADA-системы» в режиме удаленного доступа.

   

В настоящее время эти технологии применяются в обучении магистрантов и студентов IV и V курсов АВТФ, студентов ФЭН, РЭФ. Однако очевидно, что этим технологиям можно и нужно обучать студентов практически всех инженерных специальностей; начинать осваивать их в университете следует как можно раньше – это облегчит обучение на старших курсах.

Кроме того, все упоминавшиеся выше программные и технические средства, а также технологии их использования изучаются на проводимых центром краткосрочных курсах повышения квалификации сотрудников НИИ, промышленных предприятий, преподавателей вузов и других образовательных учреждений:

• «Cистема графического программирования LabVIEW 8»;

• «Программно-техническое обеспечение систем автоматизации экспериментальных исследований и комплексных испытаний»;

• «SCADA-системы»;

• «Учебные лабораторные практикумы в дистанционном образовании на основе технологий виртуальных инструментов»;

• «Применение современных информационных технологий и технических средств при создании систем автоматизации экспериментальных исследований, промышленного производства и обучения».



Технологии National Instruments значительно упрощают проектирование достаточно сложных прикладных систем. Используя описанные выше принципы и технологии, студенты решают вполне практические задачи, участвуют в выполнении хоздоговорных НИР; результаты студенческих работ представляются на всероссийских и международных конференциях.

Использование ИКТ в преподавании дисциплин специализации на кафедре ССОД позволяет:

• обучать студентов эффективным средствам решения актуальных задач автоматизации в различных отраслях научных исследований и промышленного производства;

• увеличивать объем усваиваемых знаний и приобретаемых практических навыков при одновременном уменьшении временных затрат;

• проводить лабораторные занятия в режиме удаленного доступа, за счет чего высвобождаются аудитории и экономится время преподавателя;

• повышать самостоятельность студентов;

• повышать заинтересованность студентов за счет возможности использовать современные «модные» технологии и инструменты.

Основные препятствия для более активного применения ИКТ в учебном процессе – это недостаток времени, сил и средств для разработки новых современных курсов, лабораторных и практических занятий, в какой-то мере – психологическая неготовность преподавателей и администрации университета осваивать новые технологии, модернизировать и перестраивать учебный процесс. Наш центр пытается решить эти проблемы за счет создания новых лабораторных стендов и лабораторных работ, привлечения к этой работе студентов, обучения преподавателей НГТУ, других вузов и колледжей новым технологиям, демонстрации эффективности применения виртуальных инструментов в процессе обучения.

Перспективы применения технологий National Instruments в учебном процессе в НГТУ:

• создание и внедрение автоматизированных лабораторных практикумов, в том числе – с удаленным доступом через интернет;

• широкое внедрение данных технологий в процесс обучения различным специальностям и дисциплинам, в том числе начиная с I-II курсов;

• привлечение студентов к научно-исследовательской и инженерной работе по соответствующей тематике по договорам с НИИ и промышленными предприятиями.

Все это позволит нам готовить квалифицированных специалистов, способных решать сложные актуальные задачи на современном уровне.

Ефим Давидович Баран,
руководитель учебного центра

«Центр технологий National Instruments»
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Современное состояние и перспективы развития электронного обучения в НГТУ
Интервью с председателем Координационного совета НГТУ по информатизации, первым проректором НГТУ профессором Геннадием Ивановичем Расторгуевым

От дистанционного обучения к электронному
О. В. Казанская

Программная платформа электронной среды обучения НГТУ: возможности для преподавателей и студентов
С. Г. Юн

Инструктивный менеджмент в электронном обучении
Г. Б. Паршукова

АВТФ: Центр технологий National Instruments
Е. Д. Баран

РЭФ: кафедра «Электронные приборы»
В. К. Макуха

РЭФ: кафедра полупроводниковых приборов и микроэлектроники
Е. А. Макаров, С. В. Калинин

ФМА: кафедра «Теоретические основы электротехники»
В. Ю. Нейман

ФГО: кафедра иностранных языков гуманитарного факультета
М. Н. Осолодченко, Г. В. Золовкина

Комбинированная форма обучения
А. В. Козлова

Заочный факультет
З. С. Темлякова, В. Я. Любченко, Д. А. Павлюченко

Лицей НГТУ
И. Н. Пятаева, О. В. Заковряшина

Центр дистанционного довузовского образования НГТУ
О. В. Андрюшкова

ИДПО: Центр социального предпринимательства
И. В. Герц

Центр подготовки кадров для системы госзакупок
В. Р. Мавлюкеев

Конференция «Свободное программное обеспечение как культура жизни»
Н. А. Чистяков

Информатизация деятельности университета: опыт Южной Кореи
В. Я. Любченко, Е. В. Афонина, К. М. Титов, А. С. Горлова

Новые сервисы Научной библиотеки НГТУ
Н. В. Шаншина

Полная версия выпуска
Скачать (1,4 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»