Информационные образовательные технологии
free spaceФГО: кафедра иностранных языков гуманитарного факультета
free space
Владение навыками использования информационных технологий является сегодня неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции специалиста-гуманитария. В связи с этим информационно-коммуникационные технологии все более активно используются в обучении языку, в том числе на факультете гуманитарного образования (ФГО) НГТУ.

Студенты всех курсов ФГО, изучающие немецкий язык как второй иностранный, имеют возможность заниматься в мультимедийных классах Языкового центра и Центра лингвометодических информационных ресурсов ИДО.

Я использую ИКТ в преподавании немецкого языка уже около 10 лет. На занятиях со студентами применяю электронные словари и мультимедийные обучающие программы. Среди них – тренировочно-контролирующая программа по фонетике немецкого языка “Phonothek interaktiv” для учащихся различных возрастных групп с начальным уровнем подготовки, тренировочная программа по грамматике немецкого языка “Ubung CD Grammatik”. Для развития навыков чтения, аудирования и говорения, включая такие его аспекты, как произношение и интонация, очень эффективна обучающая программа “Triple play plus”, которая предназначена для начинающих изучать немецкий язык и легко интегрируется в общий курс языка.

С особым интересом студенты выполняют учебно-коммуникативные задания на основе ресурсов интернета, в том числе задания, связанные с поиском информации на определенных сайтах для ответа на вопросы по изучаемым темам – «Транспорт», «Свободное время», «Покупки», «Посещение кафе» и др.

Все большее внимание я уделяю использованию средств электронной коммуникации на занятиях и во внеаудиторное время – в частности, студенты переписываются по электронной почте с ровесниками из других стран, тоже изучающих немецкий язык как иностранный.

На экзамене и зачетных тематических занятиях студенты выступают с мультимедийными презентациями, подготовленными в программе MS PowerPoint.

Преимуществом информационных технологий для обучения иностранному языку является возможность их использования на всех этапах и уровнях обучения, в различных формах организации деятельности студентов, для развития навыков во всех видах речевой деятельности. А главное – ИКТ позволяют сделать процесс обучения иностранному языку более интересным и эффективным.

Марина Николаевна Осолодченко,
старший преподаватель
кафедры иностранных языков
гуманитарного факультета












В 2007 году на факультете повышения квалификации НГТУ я прошла курс «Компьютерная лингводидактика», который читала руководитель лаборатории прикладной лингвистики и информационных образовательных технологий ИДО проф. М. А. Бовтенко. Эти занятия помогли мне пересмотреть и структурировать уже имеющийся опыт и ознакомиться с новыми мультимедийными образовательными и прикладными программами в объеме, позволяющем эффективно использовать возможности компьютерных технологий в учебном процессе.

Я веду занятия по немецкому языку со студентами I, II и III курсов специальностей «Регионоведение» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

На аудиторных занятиях использую мультимедийные программы и интернет-ресурсы. Например, программа «Специальная подготовка. Немецкий без акцента» теоретически объясняет и наглядно показывает работу речевого аппарата при образовании звуков, позволяет не только услышать эталонный вариант произношения, но и записать собственную речь. При работе с подобными программами удается уделить внимание каждому студенту и помочь ему в индивидуальном режиме освоить необходимый материал. Большим плюсом является то, что при этом другие студенты не скучают, а отрабатывают произношение различных звуков и слов, в том числе тех, которые являются их «проблемной» зоной.

На уроках я пытаюсь всегда иллюстрировать изучаемые языковые явления примерами использования языка в реальной жизни, в этом мне очень помогают различные веб-ресурсы, благодаря которым можно подготовить интересное сообщение практически на любую тему.



Занятие по немецкому языку в лингвометодическом центре ИДО

Особых трудностей в работе с информационными технологиями я не испытываю: помогают достаточный уровень компьютерной грамотности, предварительная подготовка к занятиям, а в случаях технических неполадок – помощь лаборанта. Студенты отзываются о занятиях с использованием информационных технологий положительно, и я планирую применять их в своей работе и в дальнейшем.

Галина Владимировна Золовкина,
старший преподаватель
кафедры иностранных языков
гуманитарного факультета