Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 март 2009free space
ИКТ в реализации ИОП
free spaceФМА: кафедра «Теоретические основы электротехники»
free space
Использование прикладных информационных технологий в образовательной деятельности является одним из приоритетных направлений развития кафедры «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) факультета мехатроники и автоматизации.

В настоящее время финансовые возможности большинства вузов не позволяют оснащать учебные лаборатории на 20-25 рабочих мест всеми необходимыми физическими стендами с современным измерительным оборудованием. Одним из решений данной проблемы является использование информационных технологий, позволяющих с минимальными затратами создавать виртуальные лаборатории. Примером такой лаборатории может служить лаборатория по схемотехническому моделированию электрических и электронных цепей с использованием современных пакетов прикладных программ, которая эффективно функционирует при кафедре ТОЭ.

Первая лаборатория виртуального моделирования была создана на кафедре ТОЭ в 1997 году по инициативе доцента кафедры Валерия Аркадьевича Аксютина. Она представляла собой 10 физических лабораторных стендов «Луч», дополнительно укомплектованных персональными компьютерами IBM-286, которые были предоставлены факультетом автоматики и вычислительной техники НГТУ. Эта лаборатория позволяла комбинировать физическое моделирование (работу с реальными объектами) с компьютерным моделированием (операциями с набором виртуальных элементов электрических цепей, представленных в виде условных обозначений). Использование компьютерного моделирования носило нерегулярный и необязательный характер и зависело от компетенции и инициативы преподавателя. Тем не менее, именно в этот период было положено начало развитию прикладных информационных технологий на кафедре ТОЭ. В 1999 году кафедры ТОЭ (ФМА) и ССОД (АВТФ) разработали первый совместный лабораторный практикум по использованию схемотехнического редактора схем МС-3 по дисциплине «Основы теории электрических цепей».

С приобретением компьютерного оборудования по грантам НГТУ для общетехнических кафедр и по грантам Института дистанционного образования в лаборатории был создан компьютерный класс для моделирования электрических цепей и электронных схем.

Возможности виртуальной лаборатории существенно расширились благодаря приобретению компьютерного оборудования и лицензионного программного обеспечения в рамках Инновационной образовательной программы, которое позволило организовать 20 индивидуальных рабочих мест.

Модернизированная лаборатория успешно функционирует с февраля 2009 года. Несмотря на отсутствие мультимедийного оборудования, она вызывает у преподавателей и студентов большой интерес. Ее возможности используются в процессе преподавания дисциплин «Электротехника», «Общая электротехника и электроника», «Теоретические основы электротехники» студентам-второкурсникам различных специальностей и направлений подготовки электротехнического профиля на АВТФ, РЭФ, ФМА, ФТФ.

Применение виртуальных лабораторий и информационных технологий в целом чрезвычайно важно для электротехнического образования, поскольку они позволяют развивать творческий потенциал учащихся, давать им возможность не только выполнять действия по заданному алгоритму, но и предлагать и проверять свои варианты решения поставленной задачи, исследовать новые для них явления в более интересной и доступной форме. Это делает учебный процесс увлекательным занятием и приближает его к научному поиску. Поэтому использование виртуального моделирования при изучении дисциплин электротехники может оказаться для студента более познавательным и понятным, нежели выполнение работ на многоцелевых физических лабораторных стендах.

В то же время, функционирование виртуальной лаборатории связано с рядом проблем. Основной из них, на мой взгляд, является техническое обслуживание лаборатории, которое в настоящее время осуществляется силами студентов, так как штатное расписание кафедры не предусматривает ставку программиста.

Кроме того, ряд преподавателей кафедры по-прежнему относится к возможностям данной лаборатории достаточно скептически и считает, что подменять реальное физическое моделирование с использованием лабораторных стендов виртуальным моделированием недопустимо. Однако очевидно, что виртуальная лаборатория не подменяет реальные физические процессы виртуальными, а позволяет максимально приблизить процесс исследования к реальности, существенно расширяя при этом возможности выполнения лабораторных практикумов, курсовых работ и контрольных заданий.

Проводимая на кафедре ТОЭ работа, связанная с использованием прикладных информационных технологий в учебном процессе, была высоко оценена коллегами – профессорами кафедр ТОЭ Сибирского федерального университета и Омского государственного университета путей сообщения.

Перспективы использования ресурсов данной виртуальной лаборатории связаны с дистанционным обучением студентов, в том числе на базе удаленных ресурсных центров НГТУ: на ее базе может осуществляться сопровождение учебного процесса, тестирование, создание электронных учебников, методических контролирующих материалов, проведение семинаров, лекций, консультаций в  ежимах онлайн и оффлайн.

Владимир Юрьевич Нейман,
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой
«Теоретические основы электротехники»
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Современное состояние и перспективы развития электронного обучения в НГТУ
Интервью с председателем Координационного совета НГТУ по информатизации, первым проректором НГТУ профессором Геннадием Ивановичем Расторгуевым

От дистанционного обучения к электронному
О. В. Казанская

Программная платформа электронной среды обучения НГТУ: возможности для преподавателей и студентов
С. Г. Юн

Инструктивный менеджмент в электронном обучении
Г. Б. Паршукова

АВТФ: Центр технологий National Instruments
Е. Д. Баран

РЭФ: кафедра «Электронные приборы»
В. К. Макуха

РЭФ: кафедра полупроводниковых приборов и микроэлектроники
Е. А. Макаров, С. В. Калинин

ФМА: кафедра «Теоретические основы электротехники»
В. Ю. Нейман

ФГО: кафедра иностранных языков гуманитарного факультета
М. Н. Осолодченко, Г. В. Золовкина

Комбинированная форма обучения
А. В. Козлова

Заочный факультет
З. С. Темлякова, В. Я. Любченко, Д. А. Павлюченко

Лицей НГТУ
И. Н. Пятаева, О. В. Заковряшина

Центр дистанционного довузовского образования НГТУ
О. В. Андрюшкова

ИДПО: Центр социального предпринимательства
И. В. Герц

Центр подготовки кадров для системы госзакупок
В. Р. Мавлюкеев

Конференция «Свободное программное обеспечение как культура жизни»
Н. А. Чистяков

Информатизация деятельности университета: опыт Южной Кореи
В. Я. Любченко, Е. В. Афонина, К. М. Титов, А. С. Горлова

Новые сервисы Научной библиотеки НГТУ
Н. В. Шаншина

Полная версия выпуска
Скачать (1,4 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»