Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 март 2009free space
Информационные ресурсы НГТУ
free spaceКомбинированная форма обучения
free space
Комбинированная форма обучения – заочная форма образования с использованием технологий дистанционного обучения – реализуется в НГТУ с 2005 года. Именно тогда были набраны первые 25 студентов для обучения в комбинированной форме по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (230105). В 2006 году началась реализация обучения в комбинированной форме еще по двум специальностям: «Маркетинг» (080111) и «Социальная работа» (040101), а также впервые была набрана группа для получения второго высшего образования по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (230105)».

Основной задачей внедрения в НГТУ комбинированной формы обучения было предоставление студентам возможности получить высшее образование с минимальным отрывом от места проживания и работы и уменьшением транспортных расходов (в том числе за счет того, что только одна из двух ежегодных экзаменационных сессий является очной). Сейчас в комбинированной форме в нашем университете обучаются жители различных регионов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и США.



Обучение проводится с помощью разработанной в Институте дистанционного образования электронной системы DiClass, интерфейс и возможности которой постоянно развиваются в соответствии с потребностями студентов и преподавателей. По каждой читаемой дисциплине созданы электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), позволяющие студентам усваивать материал и выполнять контрольные задания. В процессе обучения каждый студент имеет возможность получать дистанционные консультации преподавателей и тьютора – по электронной почте, с помощью форума или чата.

В ходе реализации Инновационной образовательной программы НГТУ развитию электронного обучения, в частности, комбинированной формы обучения, было посвящено несколько закупок, в том числе связанных с созданием сетевых и локальных версий ЭУМК по направлениям «Информационные технологии», «Мехатроника и автоматизация» и «Новые материалы и технологии». Было разработано около сотни электронных учебно-методических комплексов, которые прошли апробацию в учебном процессе по комбинированной форме. Ряд УМК представляют собой полноценные электронные учебники, снабженные системой гиперссылок, глоссарием, Flash-моделями c настраиваемыми параметрами для проведения виртуальных лабораторных работ и создания тренажеров.



Для оценки эффективности обучения в комбинированной форме во время очной сессии со студентами регулярно проводится анкетирование. Анализ анкет показывает, что преимуществами этой формы обучения студенты чаще всего называют отсутствие необходимости часто приезжать в НГТУ, постоянную дистанционную связь с преподавателями и тьютором, гибкий график учебы. Редкие негативные отзывы связаны не с самим процессом обучения, а с условиями проживания в общежитии во время очной сессии.

По мнению преподавателей и тьюторов, основными условиями успешного обучения в комбинированной форме являются заинтересованность студентов в получении знаний, их умение организовать свою деятельность и готовность к самообразованию.

С 2008 года у комбинированной формы обучения в НГТУ появились новые перспективы, связанные с изменением статуса и функций представительств университета. На базе представительств создаются ресурсные центры, в которых студентам-заочникам обеспечивается возможность доступа к интернет-ресурсам, а также участия в лекционных и семинарских занятиях в режиме онлайн. Эти занятия ведут преподаватели соответствующих кафедр НГТУ. Часть занятий проходит с использованием голосовой связи и видеоконференций, для которых используется оборудование компьютерного центра Института дистанционного образования и разработанное в ИДО программное обеспечение – телекоммуникационная система Editoria.

Успешное внедрение комбинированной формы обучения в НГТУ стало возможным только благодаря огромной работе, проделанной преподавателями нашего университета, которые решились на участие в этом эксперименте, связанном с совершенно новым для них форматом образовательной деятельности.

Особую благодарность за эффективное сотрудничество и оперативное решение всех возникающих проблем хочется высказать декану факультета бизнеса В. А. Титовой, завкафедрой высшей математики В. А. Селезневу, завкафедрой экономической теории Г. П. Литвинцевой.

Анна Владимировна Козлова,
ассистент кафедры химии,
тьютор комбинированной системы обучения,
Институт дистанционного образования
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Современное состояние и перспективы развития электронного обучения в НГТУ
Интервью с председателем Координационного совета НГТУ по информатизации, первым проректором НГТУ профессором Геннадием Ивановичем Расторгуевым

От дистанционного обучения к электронному
О. В. Казанская

Программная платформа электронной среды обучения НГТУ: возможности для преподавателей и студентов
С. Г. Юн

Инструктивный менеджмент в электронном обучении
Г. Б. Паршукова

АВТФ: Центр технологий National Instruments
Е. Д. Баран

РЭФ: кафедра «Электронные приборы»
В. К. Макуха

РЭФ: кафедра полупроводниковых приборов и микроэлектроники
Е. А. Макаров, С. В. Калинин

ФМА: кафедра «Теоретические основы электротехники»
В. Ю. Нейман

ФГО: кафедра иностранных языков гуманитарного факультета
М. Н. Осолодченко, Г. В. Золовкина

Комбинированная форма обучения
А. В. Козлова

Заочный факультет
З. С. Темлякова, В. Я. Любченко, Д. А. Павлюченко

Лицей НГТУ
И. Н. Пятаева, О. В. Заковряшина

Центр дистанционного довузовского образования НГТУ
О. В. Андрюшкова

ИДПО: Центр социального предпринимательства
И. В. Герц

Центр подготовки кадров для системы госзакупок
В. Р. Мавлюкеев

Конференция «Свободное программное обеспечение как культура жизни»
Н. А. Чистяков

Информатизация деятельности университета: опыт Южной Кореи
В. Я. Любченко, Е. В. Афонина, К. М. Титов, А. С. Горлова

Новые сервисы Научной библиотеки НГТУ
Н. В. Шаншина

Полная версия выпуска
Скачать (1,4 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»