Информационные ресурсы НГТУ
free spaceКомбинированная форма обучения
free space
Комбинированная форма обучения – заочная форма образования с использованием технологий дистанционного обучения – реализуется в НГТУ с 2005 года. Именно тогда были набраны первые 25 студентов для обучения в комбинированной форме по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (230105). В 2006 году началась реализация обучения в комбинированной форме еще по двум специальностям: «Маркетинг» (080111) и «Социальная работа» (040101), а также впервые была набрана группа для получения второго высшего образования по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (230105)».

Основной задачей внедрения в НГТУ комбинированной формы обучения было предоставление студентам возможности получить высшее образование с минимальным отрывом от места проживания и работы и уменьшением транспортных расходов (в том числе за счет того, что только одна из двух ежегодных экзаменационных сессий является очной). Сейчас в комбинированной форме в нашем университете обучаются жители различных регионов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и США.



Обучение проводится с помощью разработанной в Институте дистанционного образования электронной системы DiClass, интерфейс и возможности которой постоянно развиваются в соответствии с потребностями студентов и преподавателей. По каждой читаемой дисциплине созданы электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), позволяющие студентам усваивать материал и выполнять контрольные задания. В процессе обучения каждый студент имеет возможность получать дистанционные консультации преподавателей и тьютора – по электронной почте, с помощью форума или чата.

В ходе реализации Инновационной образовательной программы НГТУ развитию электронного обучения, в частности, комбинированной формы обучения, было посвящено несколько закупок, в том числе связанных с созданием сетевых и локальных версий ЭУМК по направлениям «Информационные технологии», «Мехатроника и автоматизация» и «Новые материалы и технологии». Было разработано около сотни электронных учебно-методических комплексов, которые прошли апробацию в учебном процессе по комбинированной форме. Ряд УМК представляют собой полноценные электронные учебники, снабженные системой гиперссылок, глоссарием, Flash-моделями c настраиваемыми параметрами для проведения виртуальных лабораторных работ и создания тренажеров.



Для оценки эффективности обучения в комбинированной форме во время очной сессии со студентами регулярно проводится анкетирование. Анализ анкет показывает, что преимуществами этой формы обучения студенты чаще всего называют отсутствие необходимости часто приезжать в НГТУ, постоянную дистанционную связь с преподавателями и тьютором, гибкий график учебы. Редкие негативные отзывы связаны не с самим процессом обучения, а с условиями проживания в общежитии во время очной сессии.

По мнению преподавателей и тьюторов, основными условиями успешного обучения в комбинированной форме являются заинтересованность студентов в получении знаний, их умение организовать свою деятельность и готовность к самообразованию.

С 2008 года у комбинированной формы обучения в НГТУ появились новые перспективы, связанные с изменением статуса и функций представительств университета. На базе представительств создаются ресурсные центры, в которых студентам-заочникам обеспечивается возможность доступа к интернет-ресурсам, а также участия в лекционных и семинарских занятиях в режиме онлайн. Эти занятия ведут преподаватели соответствующих кафедр НГТУ. Часть занятий проходит с использованием голосовой связи и видеоконференций, для которых используется оборудование компьютерного центра Института дистанционного образования и разработанное в ИДО программное обеспечение – телекоммуникационная система Editoria.

Успешное внедрение комбинированной формы обучения в НГТУ стало возможным только благодаря огромной работе, проделанной преподавателями нашего университета, которые решились на участие в этом эксперименте, связанном с совершенно новым для них форматом образовательной деятельности.

Особую благодарность за эффективное сотрудничество и оперативное решение всех возникающих проблем хочется высказать декану факультета бизнеса В. А. Титовой, завкафедрой высшей математики В. А. Селезневу, завкафедрой экономической теории Г. П. Литвинцевой.

Анна Владимировна Козлова,
ассистент кафедры химии,
тьютор комбинированной системы обучения,
Институт дистанционного образования