Информационные ресурсы НГТУ
free spaceНовые сервисы Научной библиотеки НГТУ
free space
Современный этап развития вузовских библиотек характеризуется расширением сферы предоставляемых читателям услуг за счет применения новых компьютерных технологий. Внедрение современных автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) способствовало появлению новых форм и методов обслуживания пользователей, позволило предложить им принципиально новые сервисы, которые не могли бы быть реализованы в рамках традиционной библиотечной технологии. Такие сервисы предлагает сегодня своим читателям и Научная библиотека НГТУ – благодаря АБИС VIRTUA, разработанной американской корпорацией VTLS.

В марте 2004 года в библиотеке было инсталлировано программное обеспечение VTLS и осуществлена конверсия электронного каталога, а уже в апреле этого же года читателям был представлен принципиально новый электронный каталог удаленного доступа – VIRTUA Chameleon Portal (сайт библиотеки www.library.nstu.ru, раздел «Электронный каталог»).



Возможности электронного каталога VIRTUA чрезвычайно широки. Во-первых, он доступен для читателя в любое время суток. Во-вторых, информация о документах появляется в нем очень оперативно – в момент создания библиографических записей библиотекарем, еще на этапе заказа. В-третьих, в электронном каталоге возможен поиск документов по различным критериям; информацию о документах – об их местонахождении, количестве экземпляров каждого названия, доступности в момент запроса – пользователь получает в режиме реального времени. В-четвертых, у пользователей есть возможность гибкого управления результатами поиска – их можно сортировать, распечатывать, отправлять по электронной почте. В-пятых, электронный каталог является гибким и подвижным; в нем предусмотрены возможности наполнения страниц, расширения категорий поиска, необходимых для нужд конкретной библиотеки, формирования коллекций определенных документов (не случайно символом портала АБИС VIRTUA выбран хамелеон). Так, например, в каталоге нашей библиотеки добавлен поиск по дисциплинам и специальностям нашего университета, сформированы специальные коллекции – «Научная периодика НГТУ», «Труды ученых НГТУ».

На сайте библиотеки размещена инструкция по работе с электронным каталогом («помощь») – адаптация американской версии с примерами, актуальными для нашей библиотеки (раздел «Читателю», рубрика «Алгоритм поиска документа»).

На основе электронного каталога VIRTUA библиотека предлагает своим читателям такую услугу, как электронное обслуживание. Сегодня на всех абонементах библиотеки (кроме абонемента иностранной литературы) выдача, возврат, продление документов осуществляется только в автоматизированном режиме.

Еще один принципиально новый сервис – самостоятельный просмотр своего электронного формуляра через электронный каталог. Для получения доступа к данной услуге пользователь должен иметь читательский билет с штрихкодом и индивидуальный пароль, который он сообщает заранее в секторе регистрации библиотеки или на кафедре электронной выдачи. После ввода логина и пароля на странице «Доступ для читателя» электронного каталога читатель может просматривать всю информацию, представленную в электронном формуляре (полный перечень имеющихся на руках книг с указанием даты возврата, информацию о просроченных экземплярах и штрафных санкциях).



На кафедре электронной выдачи абонемента научной литературы читателям предлагается еще одна услуга – распечатка списка экземпляров («чеков») литературы при их получении и возврате. В распечатке читатель получает подробную информацию о каждом полученном (или сданном) экземпляре – штрихкод экземпляра, имя автора, название, расстановочный шифр, местоположение и срок возврата. В ближайшее время эта услуга будет доступна и на других абонементах библиотеки.

В 2007 году нам удалось освоить еще один сервис автоматизированной системы – отправку в автоматизированном режиме сообщений на электронные адреса читателей. Для получения такой услуги читателю необходимо сообщить свой электронный адрес в секторе учета читателей (I-8). В настоящее время рассылаются сообщения – предупреждения о просроченных экземплярах; в ближайшее время будет также настроена отправка читателям сообщений о возвращении забронированных экземпляров и другой информации.

Принципиально новой услугой библиотеки является также предоставление доступа к полнотекстовым версиям документов (в каталоге имеется свыше 1000 полных текстов методических пособий НГТУ) и к удаленным информационным ресурсам. В настоящее время доступ к этим ресурсам осуществляется через гиперссылки на сайте библиотеки (раздел «Электронная библиотека»); в будущем планируется возможность перехода к этим ресурсам непосредственно со страниц с их описанием в электронном каталоге.

Весь этот комплекс услуг изначально заложен в полном объеме в программном обеспечении АБИС VIRTUA. Задача сотрудников библиотеки – изучить все возможности этой системы, связанные с предоставлением новых сервисов, выбрать оптимальные настройки программного обеспечения и внести в электронный каталог максимальный объем информации как о каждом читателе, так и о каждом экземпляре.

В ближайших планах библиотеки – предоставление читателям возможности самостоятельно осуществлять заказ и бронирование необходимых документов через электронный каталог, а также продлевать срок пользования экземплярами через свой электронный формуляр.

В перспективе читателям может быть также предоставлена услуга самостоятельной регистрации в библиотеке и внесения в свою карточку дополнительных сведений о себе (например, электронного адреса или пароля). Эта услуга уже предоставляется в Научной библиотеке Томского государственного университета.

Полную информацию о предоставляемых услугах можно найти на сайте библиотеки www.library.nstu.ru в разделе «Услуги». Сотрудниками Научно-информационного центра библиотеки ежедневно осуществляется рассылка новостей о работе библиотеки по всем кафедрам и подразделениям университета. Преподавателям, желающим получать такую информацию индивидуально, предлагается оформить заявку по телефону 346-29-43, доб. 3157 или отправить по заявку по электронному адресу .

Приглашаем пользователей также воспользоваться услугами справочно-виртуальной службы библиотеки (раздел «Читателю», рубрика «Справка»): здесь можно задать любые вопросы о работе библиотеки, заполнив электронную форму на сайте.

Наталья Владимировна Шаншина,
главный библиотекарь-технолог
Научной библиотеки НГТУ