Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 1 март 2009free space
Новости Координационного совета
free spaceСовременное состояние и перспективы развития электронного обучения в НГТУ
free space
— Геннадий Иванович, как Вы оцениваете значимость электронного обучения для НГТУ на данном этапе?

— Наверное, еще лет десять назад говорить об электронном обучении в нашем университете было рано, на каждом факультете внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения шло с разной скоростью и с разной степенью результативности. Сейчас же без электронного обучения полноценный образовательный процесс уже невозможен – ни в высшем образовании, ни в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

— В какой сфере образовательной деятельности университета информационные технологии сейчас наиболее востребованы?

— На мой взгляд, сегодня ИКТ чрезвычайно важны для заочной формы обучения. Обучение студентов-заочников сейчас претерпевает кардинальные изменения. Мы стремимся к сокращению для студентов-заочников, живущих далеко от Новосибирска, числа поездок в НГТУ; наверное, самый оптимальный вариант для них – это одна очная сессия в год, вторую же можно сделать дистанционной. Таким образом, все более востребованной становится комбинированная форма обучения, которую наш университет начал использовать одним из первых в стране.

Известно, что с недавних пор законодательством РФ запрещено осуществлять образовательную деятельность в представительствах вузов, но сами представительства имеют полное право на существование. Я общался с руководителями многих университетов, и все они придерживаются единого мнения: у представительств должны появиться новые функции. На их базе необходимо создавать ресурсные центры – пункты, в которых студенты заочной формы обучения смогут работать на компьютере, получать удаленный доступ к электронным ресурсам университета, к другим интернет-ресурсам, общаться с преподавателем и другими студентами в режиме видеоконференцсвязи – во время дистанционных лекций, семинаров и консультаций. В этих центрах должны работать консультанты, которые всегда смогут ответить на вопросы студентов, связанные с поиском информации, с особенностями работы в электронной обучающей среде. Не у всех студентов-заочников есть дома компьютер с выходом в интернет, а благодаря таким ресурсным центрам проблема доступа к удаленным учебным ресурсам для них будет решена. Сейчас НГТУ активно работает в этом направлении – во всех представительствах университета открываются или модернизируются компьютерные классы, туда проводится скоростной интернет.

В процессе внедрения электронного обучения в свою образовательную деятельность университет сталкивается с рядом проблем. Одна из них связана с тем, что далеко не для всех учебных курсов разработаны электронные материалы. Вторая проблема – это недостаточное количество тьюторов и консультантов, которые могли бы оказывать преподавателям и студентам квалифицированную поддержку в области электронного обучения. Наконец, часть преподавателей еще просто не готова к работе с дистанционными технологиями.

Тем не менее, частично эти проблемы уже решаются. В рамках Инновационной образовательной программы (ИОП) в НГТУ прошло массовое повышение квалификации – на базе университета, в России и за рубежом. Около полутора тысяч сотрудников и преподавателей НГТУ повысили уровень своей профессиональной компетенции в различных областях, в том числе в сфере ИКТ. В частности, им читались курсы, связанные с использованием комбинированной формы обучения.

В 2008 году был проведен семинар, на котором обсуждался вопрос выбора программной платформы для электронной обучающей среды – вы знаете, что в Институте дистанционного образования НГТУ разработана электронная среда DiSpace; в то же время ряд преподавателей, в частности, на заочном факультете, использует среду MOODLE, которую поддерживает Центр информатизации университета. На этом семинаре было найдено компромиссное решение: в университете можно и нужно развивать все программные платформы, востребованные преподавателями, с единственным условием – обеспечить интеграцию этих электронных сред.

— Востребовано ли электронное обучение в очной форме образования?

— Да, безусловно. Во-первых, наряду с печатными учебными материалами студенту необходимы электронные ресурсы, использование которых ускоряет процесс поиска нужных сведений, значительно расширяет выбор источников информации, повышает степень самостоятельности студента в процессе познания. Например, в НГТУ любой студент, магистрант, аспирант имеет возможность пользоваться коллекциями электронных учебных пособий и учебных материалов, изданных в нашем университете, материалами других вузов (в частности, в рамках регионального ресурсного центра), а также мировыми научными ресурсами – журналами издательства Elsevier, реферативной базой данных Scopus и многими другими полнотекстовыми ресурсами, доступ к которым был оплачен университетом в рамках Инновационной образовательной программы.

Во-вторых, в нашем университете информационные технологии все чаще используются для повышения эффективности процесса обучения в очной форме не только на факультетах, которые давно уже являются лидерами в области информатизации (АВТФ, ФПМИ), но и на остальных факультетах. В частности, на некоторых кафедрах разработаны и продолжают разрабатываться виртуальные лабораторные работы, которые студенты могут выполнять дистанционно, в том числе из дома; при этом предусмотрена возможность проверить, насколько процессы, смоделированные виртуально, схожи с реальными. Это помогает студенту убедиться, что те знания, которые он получает, соответствуют действительности.

— Какими Вы видите перспективы использования электронного обучения в довузовской подготовке, профессиональной переподготовке, повышении квалификации в НГТУ?

— В НГТУ накоплен определенный опыт электронной довузовской подготовки абитуриентов. Не секрет, что в ряде школ – в частности, удаленных от больших городов – уровень преподавания по разным причинам не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляются к абитуриентам. А дистанционная довузовская подготовка позволяет школьникам восполнить пробелы в знаниях. Раньше преподаватели НГТУ готовили абитуриентов к сдаче экзаменов по материалам университета; в свете новых правил приема в вузы мы переориентировались на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ – по математике, физике, информатике, иностранному языку, химии. Однако главная задача преподавателей осталась прежней – научить школьников, как применять знания для решения практических задач.

В реализации программ второго высшего образования и повышения квалификации электронные формы обучения также очень востребованы – главным образом потому, что слушателями этих программ чаще всего становятся люди занятые, которые обращаются в вуз не просто за дипломом, а за реальными знаниями и хотят получить их без отрыва от производства. Решить эту задачу успешно помогает электронное обучение. Опыт его использования в повышении квалификации накоплен, в частности, на факультете повышения квалификации, в Институте дополнительного профессионального образования. Отдельного упоминания заслуживают программы Центра подготовки кадров для системы госзакупок, которые реализуются в дистанционном режиме с помощью электронной обучающей среды, разработанной в Институте дистанционного образования. По окончании этих курсов слушатели получают свидетельства о повышении квалификации, дающие им право быть членами комиссий по проведению аукционов и конкурсов на предприятиях.

В 2008-2010 годах НГТУ проводит повышение квалификации сотрудников управления образованием и проректоров и деканов вузов Сибирского федерального округа. Этот проект реализуется на средства гранта Федерального агентства по образованию РФ. Первая группа слушателей проходила повышение квалификации в формате вечерних курсов, и этот опыт показал, что людям, занимающим столь высокие должности, очень сложно обучаться с отрывом от производства. Поэтому уже следующая группа слушателей будет иметь возможность проходить курс в дистанционном режиме, с помощью электронной обучающей среды, разработанной в ИДО.

Таким образом, сейчас в НГТУ электронное обучение внедряется практически во всех сферах образовательной деятельности университета. И в дальнейшем его значимость для развития вуза будет только возрастать.
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Современное состояние и перспективы развития электронного обучения в НГТУ
Интервью с председателем Координационного совета НГТУ по информатизации, первым проректором НГТУ профессором Геннадием Ивановичем Расторгуевым

От дистанционного обучения к электронному
О. В. Казанская

Программная платформа электронной среды обучения НГТУ: возможности для преподавателей и студентов
С. Г. Юн

Инструктивный менеджмент в электронном обучении
Г. Б. Паршукова

АВТФ: Центр технологий National Instruments
Е. Д. Баран

РЭФ: кафедра «Электронные приборы»
В. К. Макуха

РЭФ: кафедра полупроводниковых приборов и микроэлектроники
Е. А. Макаров, С. В. Калинин

ФМА: кафедра «Теоретические основы электротехники»
В. Ю. Нейман

ФГО: кафедра иностранных языков гуманитарного факультета
М. Н. Осолодченко, Г. В. Золовкина

Комбинированная форма обучения
А. В. Козлова

Заочный факультет
З. С. Темлякова, В. Я. Любченко, Д. А. Павлюченко

Лицей НГТУ
И. Н. Пятаева, О. В. Заковряшина

Центр дистанционного довузовского образования НГТУ
О. В. Андрюшкова

ИДПО: Центр социального предпринимательства
И. В. Герц

Центр подготовки кадров для системы госзакупок
В. Р. Мавлюкеев

Конференция «Свободное программное обеспечение как культура жизни»
Н. А. Чистяков

Информатизация деятельности университета: опыт Южной Кореи
В. Я. Любченко, Е. В. Афонина, К. М. Титов, А. С. Горлова

Новые сервисы Научной библиотеки НГТУ
Н. В. Шаншина

Полная версия выпуска
Скачать (1,4 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»