Новости Координационного совета
free spaceСовременное состояние и перспективы развития электронного обучения в НГТУ
free space
— Геннадий Иванович, как Вы оцениваете значимость электронного обучения для НГТУ на данном этапе?

— Наверное, еще лет десять назад говорить об электронном обучении в нашем университете было рано, на каждом факультете внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения шло с разной скоростью и с разной степенью результативности. Сейчас же без электронного обучения полноценный образовательный процесс уже невозможен – ни в высшем образовании, ни в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

— В какой сфере образовательной деятельности университета информационные технологии сейчас наиболее востребованы?

— На мой взгляд, сегодня ИКТ чрезвычайно важны для заочной формы обучения. Обучение студентов-заочников сейчас претерпевает кардинальные изменения. Мы стремимся к сокращению для студентов-заочников, живущих далеко от Новосибирска, числа поездок в НГТУ; наверное, самый оптимальный вариант для них – это одна очная сессия в год, вторую же можно сделать дистанционной. Таким образом, все более востребованной становится комбинированная форма обучения, которую наш университет начал использовать одним из первых в стране.

Известно, что с недавних пор законодательством РФ запрещено осуществлять образовательную деятельность в представительствах вузов, но сами представительства имеют полное право на существование. Я общался с руководителями многих университетов, и все они придерживаются единого мнения: у представительств должны появиться новые функции. На их базе необходимо создавать ресурсные центры – пункты, в которых студенты заочной формы обучения смогут работать на компьютере, получать удаленный доступ к электронным ресурсам университета, к другим интернет-ресурсам, общаться с преподавателем и другими студентами в режиме видеоконференцсвязи – во время дистанционных лекций, семинаров и консультаций. В этих центрах должны работать консультанты, которые всегда смогут ответить на вопросы студентов, связанные с поиском информации, с особенностями работы в электронной обучающей среде. Не у всех студентов-заочников есть дома компьютер с выходом в интернет, а благодаря таким ресурсным центрам проблема доступа к удаленным учебным ресурсам для них будет решена. Сейчас НГТУ активно работает в этом направлении – во всех представительствах университета открываются или модернизируются компьютерные классы, туда проводится скоростной интернет.

В процессе внедрения электронного обучения в свою образовательную деятельность университет сталкивается с рядом проблем. Одна из них связана с тем, что далеко не для всех учебных курсов разработаны электронные материалы. Вторая проблема – это недостаточное количество тьюторов и консультантов, которые могли бы оказывать преподавателям и студентам квалифицированную поддержку в области электронного обучения. Наконец, часть преподавателей еще просто не готова к работе с дистанционными технологиями.

Тем не менее, частично эти проблемы уже решаются. В рамках Инновационной образовательной программы (ИОП) в НГТУ прошло массовое повышение квалификации – на базе университета, в России и за рубежом. Около полутора тысяч сотрудников и преподавателей НГТУ повысили уровень своей профессиональной компетенции в различных областях, в том числе в сфере ИКТ. В частности, им читались курсы, связанные с использованием комбинированной формы обучения.

В 2008 году был проведен семинар, на котором обсуждался вопрос выбора программной платформы для электронной обучающей среды – вы знаете, что в Институте дистанционного образования НГТУ разработана электронная среда DiSpace; в то же время ряд преподавателей, в частности, на заочном факультете, использует среду MOODLE, которую поддерживает Центр информатизации университета. На этом семинаре было найдено компромиссное решение: в университете можно и нужно развивать все программные платформы, востребованные преподавателями, с единственным условием – обеспечить интеграцию этих электронных сред.

— Востребовано ли электронное обучение в очной форме образования?

— Да, безусловно. Во-первых, наряду с печатными учебными материалами студенту необходимы электронные ресурсы, использование которых ускоряет процесс поиска нужных сведений, значительно расширяет выбор источников информации, повышает степень самостоятельности студента в процессе познания. Например, в НГТУ любой студент, магистрант, аспирант имеет возможность пользоваться коллекциями электронных учебных пособий и учебных материалов, изданных в нашем университете, материалами других вузов (в частности, в рамках регионального ресурсного центра), а также мировыми научными ресурсами – журналами издательства Elsevier, реферативной базой данных Scopus и многими другими полнотекстовыми ресурсами, доступ к которым был оплачен университетом в рамках Инновационной образовательной программы.

Во-вторых, в нашем университете информационные технологии все чаще используются для повышения эффективности процесса обучения в очной форме не только на факультетах, которые давно уже являются лидерами в области информатизации (АВТФ, ФПМИ), но и на остальных факультетах. В частности, на некоторых кафедрах разработаны и продолжают разрабатываться виртуальные лабораторные работы, которые студенты могут выполнять дистанционно, в том числе из дома; при этом предусмотрена возможность проверить, насколько процессы, смоделированные виртуально, схожи с реальными. Это помогает студенту убедиться, что те знания, которые он получает, соответствуют действительности.

— Какими Вы видите перспективы использования электронного обучения в довузовской подготовке, профессиональной переподготовке, повышении квалификации в НГТУ?

— В НГТУ накоплен определенный опыт электронной довузовской подготовки абитуриентов. Не секрет, что в ряде школ – в частности, удаленных от больших городов – уровень преподавания по разным причинам не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляются к абитуриентам. А дистанционная довузовская подготовка позволяет школьникам восполнить пробелы в знаниях. Раньше преподаватели НГТУ готовили абитуриентов к сдаче экзаменов по материалам университета; в свете новых правил приема в вузы мы переориентировались на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ – по математике, физике, информатике, иностранному языку, химии. Однако главная задача преподавателей осталась прежней – научить школьников, как применять знания для решения практических задач.

В реализации программ второго высшего образования и повышения квалификации электронные формы обучения также очень востребованы – главным образом потому, что слушателями этих программ чаще всего становятся люди занятые, которые обращаются в вуз не просто за дипломом, а за реальными знаниями и хотят получить их без отрыва от производства. Решить эту задачу успешно помогает электронное обучение. Опыт его использования в повышении квалификации накоплен, в частности, на факультете повышения квалификации, в Институте дополнительного профессионального образования. Отдельного упоминания заслуживают программы Центра подготовки кадров для системы госзакупок, которые реализуются в дистанционном режиме с помощью электронной обучающей среды, разработанной в Институте дистанционного образования. По окончании этих курсов слушатели получают свидетельства о повышении квалификации, дающие им право быть членами комиссий по проведению аукционов и конкурсов на предприятиях.

В 2008-2010 годах НГТУ проводит повышение квалификации сотрудников управления образованием и проректоров и деканов вузов Сибирского федерального округа. Этот проект реализуется на средства гранта Федерального агентства по образованию РФ. Первая группа слушателей проходила повышение квалификации в формате вечерних курсов, и этот опыт показал, что людям, занимающим столь высокие должности, очень сложно обучаться с отрывом от производства. Поэтому уже следующая группа слушателей будет иметь возможность проходить курс в дистанционном режиме, с помощью электронной обучающей среды, разработанной в ИДО.

Таким образом, сейчас в НГТУ электронное обучение внедряется практически во всех сферах образовательной деятельности университета. И в дальнейшем его значимость для развития вуза будет только возрастать.