Информационные ресурсы НГТУ
free spaceЦентр подготовки кадров для системы госзакупок
free space
Центр подготовки кадров для системы госзакупок при НГТУ (ЦПК СГЗ) осуществляет подготовку кадров в сфере размещения государственного и муниципального заказов с 1999 года. За этот период обучение здесь прошли несколько тысяч специалистов, основная часть которых – это государственные и муниципальные служащие, а также работники бюджетных учреждений. В октябре 2006 года Министерство образования и науки утвердило Требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами». Освоение программы осуществляется по трем уровням: повышение квалификации – по базовому и среднему уровням, профессиональная переподготовка – по высокому уровню. Нормативный срок прохождения повышения квалификации составляет не менее 120 аудиторных часов для базового уровня и не менее 276 аудиторных часов для среднего уровня (с учетом 120 аудиторных часов базового уровня). При этом, в соответствии с действующей нормативной базой, обучение на базовом и среднем
уровнях может в полном объеме проводиться с использованием дистанционных технологий.

Начиная с марта 2007 года, ЦПК СГЗ осуществляет подготовку кадров по базовому уровню программы с использованием дистанционных технологий (в комбинированной форме обучения). Данная форма обучения позволяет сочетать очные и дистанционные занятия. В очной форме проводятся деловые игры, ситуационные задачи, а также итоговое тестирование. Остальная часть курса читается с использованием дистанционных технологий – главным образом, электронной обучающей среды, разработанной Институтом дистанционного образования НГТУ.

Благодаря комбинированной форме обучения значительно повысилась мобильность как слушателей, так и преподавателей. Дистанционные технологии позволяют обучающимся в процессе изучения материала задать обдуманный вопрос и получить на него аргументированный ответ, что в традиционной форме обучения не всегда возможно в силу ограниченного количества времени и этико-психологических особенностей обучающихся. Учебно-методические материалы, подготовленные для курса, читаемого в комбинированной форме, отличаются высоким качеством; осуществлять оценку и контроль таких материалов намного проще. Кроме того, использование комбинированной формы обучения позволило значительно снизить стоимость программы.

Тем не менее, применение дистанционных технологий в данной программе подготовки связано с рядом проблем. Основная сложность заключается в том, что слушателю необходимо иметь качественный доступ в интернет и, что более важно, уметь работать с интернет-технологиями, в то время как часть слушателей – это люди в возрасте старше 45 лет, имеющие недостаточный уровень компьютерной грамотности. Еще одной проблемой является то, что изучение учебно-методических материалов, размещенных в электронной форме в интернете, требует не меньше времени, чем очное присутствие на лекционных занятиях. Многие руководители считают: если курс дистанционный, то его можно проходить и в нерабочее время. В результате их подчиненные не успевают полноценно усвоить соответствующие материалы.

Несмотря на это, использование комбинированной формы обучения очень перспективно. Неизбежный рост уровня компьютерной грамотности обучаемых, а также популяризация и продвижение электронных технологий обучения позволят значительно увеличить качество подготовки при уменьшении затрат.

Вадим Ринатович Мавлюкеев,
директор Центра подготовки кадров для системы госзакупок