Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 2 май 2004free space
Новости Координационного совета
free spaceЭксперты НГТУ в области качества информационных образовательных проектов
free space

При Координационном совете НГТУ по информатизации образования существует группа экспертов в сфере открытого и дистанционного обучения (ОДО), основным направлением деятельности которых является оценка качества электронных образовательных ресурсов. Сейчас, когда первый этап становления института экспертов в НГТУ уже пройден, дальнейшая деятельность экспертной группы вызывает много вопросов. Имеются ли в настоящий момент заказы на услуги экспертов? Ожидаются ли такие заказы в будущем? Какие типы экспертных задач могут возникнуть при условии сохранения и совершенствования института экспертов? Какое подразделение университета возьмет на себя функции специализированной подготовки экспертов? Наконец, какие кадровые, финансовые и материальные ресурсы необходимы для этого?

В данной статье мы попытаемся дать ответ на некоторые из этих вопросов.


Из истории.
Группа экспертов была сформирована в 1998 г., когда проводился первый внутривузовский конкурс электронных учебников. Целями деятельности экспертов были отбор участников конкурса, рассмотрение заявок на финансирование проектов и оценка качества разработанных компьютерных материалов. В экспертную группу вошли преподаватели, имевшие специальные знания и опыт работы в данных сферах деятельности или областях, смежных с ними. В процессе работы выделились две подгруппы экспертов, одна из которых оценивала учебно-методические, а другая — программно-технические аспекты проектов. Целевая подготовка экспертов не осуществлялась; они обучались самостоятельно, в процессе экспертизы проектов.

Результаты.
В течение четырех лет группа экспертов участвовала в экспертизе конкурсных проектов в сфере разработки электронных образовательных ресурсов: электронных учебников, учебных пособий, контролирующих материалов, электронных оболочек, информационно-образовательных сайтов и пр. За это время были достигнуты следующие результаты:

  • выделились области специализации;
  • на эмпирическом уровне была сформирована методика и технология проведения экспертизы;
  • выделены критерии оценки качества проектов разного типа;
  • разработан комплекс нормативных документов для проведения экспертизы;
  • накоплен практический опыт в сфере оценки качества электронных образовательных ресурсов;
  • осуществлялось практическое обучение экспертов в формате инструктивных совещаний, «круглых столов» для обмена мнениями, обсуждения результатов, подведения итогов;
  • в процессе проведения экспертизы были выделены инновационные идеи, реализованные в отдельных проектах; позже эти идеи использовались в качестве примеров на курсах повышения квалификации и в дальнейшей экспертизе;
  • многие эксперты, являясь одновременно преподавателями факультета повышения квалификации, использовали свой опыт в обучении других специалистов.



Современное состояние.
В настоящее время в НГТУ имеется группа специально подготовленных экспертов по качеству образования; есть специалисты в области информационно-образовательных технологий; планируется подготовка через вузовскую систему повышения квалификации группы аудиторов для проведения внутреннего аудита  системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ГОСТа.

Перспективы.
Одним из стратегических направлений в деятельности НГТУ является создание, развитие и поддержание в актуальном состоянии информационно-образовательной среды вуза (ИОС). В данной области чрезвычайно важны вопросы мониторинга и оценки качества ИОС, установления критериев и норм для ее экспертизы. Другое актуальное направление деятельности университета — создание и последующая сертификация СМК. Работа в этом направлении уже идет. Далее, поскольку информационно-образовательная среда является частью СМК, необходимо уделять внимание вопросу интеграции ИОС, основные функции которой состоят в поддержке информационно-методического, учебного, научного и других процессов, в создаваемую СМК. В настоящий момент в НГТУ разворачивается деятельность по созданию автоматизированной административно-управленческой системы, начатая в рамках контракта по субзайму Всемирного банка реконструкции и развития. Такая система должна стать частью СМК и обеспечить эффективное управление вузом и повышение качества образования. В данной сфере также есть настоятельная необходимость оценки качества принимаемых проектных решений, а также качества функционирования как отдельных подсистем, так и системы в целом.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что без института экспертов НГТУ обойтись не сможет. При этом важно отметить, что прежние эмпирические методы работы не обеспечат хороших результатов в дальнейшем. Вопрос организации деятельности экспертов необходимо рассмотреть с системных позиций.

Прежде всего, необходимо классифицировать потенциальные объекты и задачи экспертизы и определить области специализации экспертов. Далее, нужно продумать систему и мобильную образовательную программу подготовки и повышения квалификации экспертов. Наконец, чрезвычайно важной является задача координирования процессов создания, развития и экспертизы ИОС с процессами мониторинга и внутреннего аудита СМК.

Итак, в настоящий момент с деятельностью экспертной группы НГТУ связано огромное количество вопросов. Тем не менее, ответ на главный вопрос очевиден: институт экспертов является необходимым компонентом процесса информатизации образования в НГТУ, поскольку эффективность информационной образовательной среды вуза во многом зависит от успешной деятельности экспертов по качеству образования.

 Надежда Шагабановна Никитина,
к. т. н.,доцент кафедры экономической информатики, декан ФПК

 
Все статьи выпуска:
free space
Состояние и перспективы развития телекоммуникационной сети НГТУ
Евг. Б. Гаврилов, В. И. Гужов, В. М. Зыбарев

Эксперты НГТУ в области качества информационных образовательных проектов
Н. Ш. Никитина

Студенческая лаборатория информационных технологий
А. В. Гунько

Новая система представления учебных материалов в сети НГТУ
Н. А. Кочетурова

Телекоммуникационные проекты в НГТУ
Н. А. Кочетурова

Первые выпускники курса «Информационные технологии в преподавании языка»
М. А. Бовтенко

Возможности электронных баз данных в сфере науки и образования
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (507,54 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»