Информационные образовательные технологии
free spaceРеализация преемственности в системе «школа-вуз» с помощью информационных образовательных технологий
free space


Информационно-коммуникационные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса любой современной школы, старающейся идти в ногу со временем. Гимназия поселка Нижний Куранах, центра золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия), который находится в отдалении от больших городов не только центральной части России, но и Сибири, не является исключением.

Благодаря дистанционному образованию и использованию ИКТ за десять лет сотрудничества с вузами гимназия добилась определенных результатов в области создания непрерывного образовательного процесса «гимназия-вуз».

С 1998 года мы начали сотрудничать с Томским государственным университетом в режиме развития на договорной основе. Мы ориентировались на требования, предъявляемые к абитуриентам в ТГУ и НГТУ, что позволило нам повысить уровень знаний наших выпускников; подтверждением этому являются высокие звания гимназии – Президентская школа, «Золотая школа республики» – и получение гранта в рамках ПНП «Образование».

В настоящее время в реализации подобного типа преемственности большую роль играет Алданское представительство Томского государственного университета, открытое на базе гимназии в 2004 году.

Развитие телекоммуникаций дало возможность расширения рамок сотрудничества и дополнения прежних форм работы дистанционным образованием, что позволило гимназии включить в образовательный процесс не только своих учителей и учащихся, но и всех желающих из поселка и района. Поскольку дистанционное образование на базе среднего общеобразовательного учреждения – дело новое, то в его организации и развитии было немало проблем, но благодаря научной и материальной поддержке коллектива Института дистанционного образования ТГУ, руководителем которого является Г. В. Можаева, и ректора ТГУ Г. В. Майера сотрудничество нашей гимназии с вузами крепнет и развивается.

В настоящий момент в гимназии организуются такие формы дистанционного образования, как профильные школы для учащихся 8-х – 9-х классов, довузовская подготовка выпускников по выбранному профилю (с выходом на университетский уровень требований), курсы повышения квалификации педагогов. Силами ТГУ в гимназии была установлена приемо-передающая антенна, выделено оборудование, что позволило расширить информационное пространство, дало возможность проводить видеоконференции на более высоком уровне, свободно обмениваться информацией.

В 2006-2007 учебном году 16 человек прошли обучение в заочной физико-математической школе, в школе «Юный химик» и в школе «Юный биолог». 15 человек приняли участие в интернет-проектах «Химия настоящего и будущего», «Летопись родного края»; все участники награждены сертификатами и благодарственными письмами, что повышает мотивацию гимназистов к занятию научно-исследовательской деятельностью.

В 2007-2008 учебном году набор в профильные школы увеличился. Были отправлены работы на конкурс «Информационные технологии в изучении физико-математических дисциплин».

Для старшеклассников дистанционное образование в гимназии реализуется как курсы довузовской подготовки по самым разным школьным дисциплинам. Возможность повысить свой образовательный уровень имеют не только наши гимназисты, но и старшеклассники района, а также граждане, уже окончившие школу, но желающие прослушать тот или иной курс в целях поступления в вуз и дальнейшего обучения.

Опираясь на программы дистанционного образования, педагоги гимназии проводят элективные курсы по всем дисциплинам, более подробно и детально разбирают материалы, представленные в видеолекциях. Недавно возникла идея организации тьюторства по интегрированным программам («ИДО-гимназия») с целью повышения уровня подготовки гимназистов и повышения квалификации учителей; в настоящий момент разрабатываются пути реализации этой идеи.

Занятия в заочных (дистанционных) профильных школах приучают старшеклассников к самостоятельной работе с учебным материалом, являются хорошей подготовкой к получению дальнейшего образования, способствуют развитию одаренности обучающихся, выбору профессии. Ежегодно 85% выпускников гимназии поступает в вузы, в том числе в ТГУ и НГТУ. Дистанционное образование дает возможность нашим выпускникам быть конкурентоспособными в среде выпускников школ и студентов больших городов, научных центров.

Наш опыт работы в данном направлении был распространен на уровне республики и получил высокую оценку. Нерешенных проблем еще много, но несомненно одно; в рамках социального партнерства они будут решаться с максимальной результативностью.

Роза Сафаровна Улыбина,
д
иректор гимназии
п. Нижний Куранах

Валерий Владимирович Бредихин,
замдиректора по ИКТ