Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 3 октябрь 2004free space
Информационные ресурсы НГТУ
free spaceИнформационная система «Деканат»
free space

Одним из важнейших условий успешного функционирования любого вуза является эффективный обмен информацией между подразделениями. В настоящее время, несмотря на достаточно хорошую укомплектованность компьютерами большинства деканатов НГТУ, процессы информационного обмена в университете архаичны и не оптимальны. Работникам деканатов приходится выполнять огромный объем рутинной работы по учету все возрастающего контингента студентов, обеспечению учебного процесса, предоставлению информации в различные подразделения НГТУ – планово-финансовый отдел, студенческий отдел кадров, аспирантуру, ассоциацию выпускников НЭТИ-НГТУ и др. При этом всю информацию необходимо представлять в различных форматах. Необходимость внедрения информационной системы (ИС), автоматизирующей основные функции образовательного процесса, в настоящее время не вызывает сомнений ни у администрации, ни у сотрудников подразделений и служб вузов. Очевидно, что время локальных версий систем (например, в масштабах факультета) прошло, и речь идет о создании полнофункциональных ИС, позволяющих согласовать обмен информацией между всеми подразделениями вуза (деканаты, кафедры факультетов, бухгалтерия, ПФО, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.). Существуют три пути создания и развертывания таких ИС:

1) построение ИС на основе ERP-систем (Axapta, SAP R3 и пр.);

2) приобретение готовых программных разработок в данной области;

3) разработка собственных ИС.

Каждое из указанных направлений имеет как сильные, так и слабые стороны.

Недостатком первого подхода, помимо крайне высокой стоимости лицензии на ERP-систему, является значительная трудоемкость настройки и адаптации системы, неизбежно влекущая за собой необходимость консалтинговой поддержки, сопровождения и внедрения ИС, что еще более повышает ее стоимость.

Готовые программы (второй подход) отличаются низкой стоимостью, однако их внедрение сдерживают отсутствие жестко регламентированных бизнес-процессов в условиях существующей российской системы образования и специфические особенности вузов.

По третьему пути — разработка собственных ИС — пошло достаточно большое количество вузов России. При выборе этого подхода администрация вуза должна принимать во внимание следующие принципиальные положения.

Технологические аспекты

1. Разрабатываемая ИС должна иметь полнофункциональный характер и автоматизировать основные функции образовательного процесса. В противном случае существует опасность получить вариант «лоскутной» автоматизации, чем грешат многие подобные системы.

2. В основе ИС должна лежать единая (возможно, распределенная) база данных, созданная на основе одной из коммерческих многоплатформных СУБД (Oracle, Informix, DB2 и пр.).

3. ИС должна обеспечивать единое информационное пространство всех подразделений вуза – факультетов (деканатов, кафедр), служб и подразделений (бухгалтерия, ПФО, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.).


4. Пристальное внимание при разработке ИС должно быть уделено вопросам информационной безопасности (разграничение прав доступа, использование защищенного протокола передачи данных, выделенного соединения через VPN-сервер между удаленными клиентскими рабочими местами и локальной сетью, в которой размещены информационные ресурсы и пр.).

5. ИС должна включать в себя приложения различной природы (Windows-приложения, Web-приложения), исходя из характера тех задач, для решения которых они используются.

Технические аспекты

1. Учитывая существенные объемы информации, разрабатываемая ИС должна базироваться на высокопроизводительном серверном оборудовании (желательно серверы RISC), обеспечивающем высокую надежность и резервирование. Кроме того, что серверы должны удовлетворять минимальным требованиям к аппаратному обеспечению, на них должно быть достаточно ресурсов для размещения информации, обслуживания всех подключений и нормальной работы клиентских задач.

2. Для обеспечения надежного хранения информации должна быть предусмотрена многоуровневая система архивирования данных с использованием современных технологий и аппаратного обеспечения.

3. Сетевое и коммуникационное оборудование, используемое для построения сети, должно обеспечивать высокую скорость передачи данных, сегментацию сети, высокую доступность сервисов, а также повышенную отказоустойчивость. Коммутационное оборудование должно обеспечивать фильтрацию трафика сети на уровне адресов и сетевых протоколов (PIX Firewall).

4. Рабочие места должны быть обеспечены надлежащим комплектом периферийного оборудования (принтеры, сканеры и пр.), необходимого для эффективной работы подразделений.

Экономические аспекты

Затраты, из которых складывается стоимость создания ИС:

- проектирование и разработка самой ИС (по общим оценкам, стоимость данного этапа не может быть менее 1 млн. руб.);

- приобретение оборудования (серверного, сетевого, коммутационного);

- создание сетевой инфраструктуры;

- приобретение лицензионного программного обеспечения;

- внедрение ИС, включая обучение будущих пользователей системы;

- сопровождение ИС.

Организационные аспекты

1. При проектировании ИС должны быть тщательно проанализированы и формализованы все бизнес-процессы внутри вуза. Возможно внесение изменений в существующие бизнес-процессы с учетом внедрения ИС.

2. Должен быть выполнен обширный комплекс работ по упорядочению документооборота, выработке и согласованию внутривузовских положений и стандартов.

3. Внедрение ИС должно носить поэтапный характер. Осуществлять внедрение и последующее сопровождение ИС должно специализированное подразделение, занимающееся вопросами развития информационных технологий в образовательном процессе вуза.

4. Характер работы с любой информационной системой требует существенных усилий по подготовке конечных пользователей системы, помощи в ее освоении и последующей работе с ней.

5. Администрация вуза должна принимать самое деятельное участие в процессе координации работ над созданием и внедрением ИС.

В ноябре 2000 года администрация Новосибирского государственного технического университета инициировала проект по созданию информационной системы, автоматизирующей основные функции образовательного процесса в НГТУ. Разрабатываемая ИС «Деканат» является компонентом административной информационной системы Новосибирского государственного технического университета (АИС НГТУ). Использование системы «Деканат» ставит целью решение таких задач, как стандартизация и упрощение документооборота деканата, автоматизация всех основных функций деканатов, а также отлаженное обеспечение информацией отделов и служб, взаимодействующих с деканатами.

Разрабатываемая ИС носит общеуниверситетский характер, основой для нее служат локальные наработки, созданные на различных факультетах НГТУ. В центре ИС функционирует база данных, созданная на базе СУБД Oracle и обеспечивающая единое информационное пространство деканатов — центральных звеньев ИС, а также основных служб и подразделений университета (ПФО, бухгалтерии, приемной комиссии, студенческого отдела кадров).

Работы над проектом по созданию информационной системы «Деканат» ведутся с марта 2004 года в соответствии с техническим заданием на разработку информационной системы «Деканат» от 26.04.04., календарным планом и сметой затрат. Проект возглавляет к.т.н., доцент каф. ПСиБД В. М. Стасышин. В реализации первой очереди проекта (март — август 2004 г.) принимали участие:

- В. Г. Кобылянский, доц. каф. ПСиБД – руководство работами по созданию подсистемы «Абитуриент»;

- К. Н. Лях, выпускница магистратуры ФПМИ – проектирование, разработка базы данных и Windows-приложений ИС «Деканат», их отладка и тестирование, администрирование базы данных;

- О. Е. Аврунев, выпускник магистратуры ФПМИ – проектирование, разработка, отладка и тестирование базы данных и Windows-приложений ИС «Деканат»;

- А. В. Подгорный, бакалавр ФПМИ – проектирование, разработка базы данных и Windows-приложений ИС «Деканат», их отладка и тестирование;

- Р. В. Петров, аспирант каф. ПМт – администрирование сервера Oracle, разработка Web-приложений;

- И. М. Козлов, ассистент каф. ППиМЭ — консультации по проекту.

Результаты первого этапа работы над проектом были представлены на заседаниях Координационного совета НГТУ в июне и сентябре 2004 года. С августа система «Деканат» находится в опытной эксплуатации на ФПМИ.

Сферой функционирования ИС «Деканат» являются деканаты факультетов НГТУ, а также подразделения и службы, взаимодействующие с деканатами и обменивающиеся с ними информацией посредством единой базы данных: приемная комиссия, планово-финансовый отдел, студенческий отдел кадров, бухгалтерия, ректорат, библиотека, международная служба, второй отдел, студенческий городок и ассоциация выпускников НЭТИ-НГТУ. Ограниченная по составу и объему информация из этой системы предоставляется для публичного пользования.

База данных ИС «Деканат» представляет собой отдельную схему СУБД Oracle. В системе реализованы как логическое, так и физическое разграничения информационного пространства факультетов. В процессе функционирования информационная система «Деканат» осуществляет взаимодействие с базами данных отдела кадров, бухгалтерии и абитуриентской базой данных. В систему входят следующие приложения, размещенные на рабочих местах сотрудников деканата и других отделов и служб:

1. Комплекс приложений для работников деканата:

- автоматизированное рабочее место методиста с такими административными функциями, как учет студенческого контингента; подготовка, проведение и учет приказов, проходящих по деканату; учет договоров для студентов, обучающихся по контракту; подготовка рабочих, отчетных и справочных документов; учет оплаты договоров (основными пользователями приложения являются методисты, их помощники, а также заместители декана);

- приложение для работы с учебными планами, в функции которого входят подготовка и ведение учебных планов; формирование графиков работ; формирование учебных поручений для кафедр (основными пользователями приложения являются декан и заместители декана);

- приложение по учету успеваемости, функции которого заключаются в формировании и учете ведомостей и экзаменационных / зачетных листов, учете успеваемости и формировании приложений к диплому;

- приложение для сбора и обновления информации о студенческом составе (пользователями являются старосты групп);

- Web-приложение для отображения широкого спектра данных из информационной системы для работников деканата, имеющих соответствующие полномочия (декана, заместителей декана, методистов деканата), и для отображения ограниченного набора данных из информационной системы для публичного пользования без ограничения прав доступа (для студентов, их родителей и пр.);

- отдельное приложение предназначено для администратора информационной системы.

2. Приложение для работников ПФО.

3. Приложение для работников студенческого отдела кадров.

4. Приложение для работников ректората.

 

Задачи второго этапа
проекта по созданию ИС «Деканат» сентябрь 2004 г. – февраль 2005 г.). 

  1. Расширение функциональности системы.
  2. Завершение опытной эксплуатации системы на ФПМИ.
  3. Поэтапное внедрение системы в опытную эксплуатацию на двух-трех факультетах НГТУ.
  4. Доработка системы по результатам опытной эксплуатации.
  5. Создание сетевой версии системы «Абитуриент».
  6. Проведение обучения сотрудников деканатов работе с системой.
  7. Отработка технологии заполнения информацией факультетских разделов базы данных.
  8. Разработка эксплуатационной документации.
  9. Создание прототипов приложений для студенческого отдела кадров, планово-финансового отдела, ректората и других подразделений НГТУ.
  10. Решение проблемы доступа к информационным ресурсам административной информационной системы ЦИТ НГТУ.
  11. Решение организационных и технических вопросов разработки системы.

Владимир Михайлович Стасышин, к.т.н.,
доцент каф. ПС и БД 
 

 
 
Все статьи выпуска:
free space
Информационная система «Деканат»
В. М. Стасышин

Система управления учебными курсами
Н. А. Кочетурова

Итоги конференции «Единая образовательная информационная среда-2004»
Н. А. Кочетурова

Стандарты в электронном обучении
М. Родригес-Иборра

Международные стандарты компьютерной грамотности пользователей
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (729,48 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»