Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 3 октябрь 2004free space
Конференции: впечатления участников
free spaceИтоги конференции «Единая образовательная информационная среда-2004»
free space

14-17 сентября 2004 г. в Омске состоялась Третья всероссийская научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», организованная Министерством образования РФ, Ассоциацией образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет», Российским государственным университетом открытого образования и Омским государственным университетом. В конференции приняли участие проректор НГТУ по учебной работе и представители различных подразделений и кафедр НГТУ. Мы попросили их поделиться своими впечатлениями от конференции.

Ю. А. Афанасьев, проректор НГТУ по учебной работе

В конференции приняли участие представители вузов различных регионов России – Европейской части страны, Урала, Алтая, Сибири; общий уровень конференции был очень высоким.

По степени информатизации образования и всех процессов, связанных с учебной деятельностью вузов, на мой взгляд, самыми впечатляющими были результаты работы Воронежского государственного, Томского политехнического и Оренбургского государственного университетов. Оренбургский государственный университет начал заниматься информатизацией образования недавно, и работа там ведется очень интересная. Заинтересовало также выступление представителей Томского политехнического университета, которые пытаются не просто разработать частную информационную систему университета, а создать каркас, который можно было бы наполнять модулями любой сложности и развивать в различных направлениях, включая образовательную, административную систему и т.д. Ведь каждый раз создавать систему, которая потом быстро устаревает, - это неинтересно и неэффективно.

Выступление представителей НГТУ было, я считаю, на должном уровне. Однако в будущем мы постараемся учесть пожелания организаторов конференции и подготовим не только презентационные, но и стендовые доклады. Системы, аналогичные разрабатываемой у нас информационной системе «Деканат», в некоторых вузах уже действуют, и в этом плане мы немного отстаем. В связи с этим для меня стало очевидным, что в НГТУ необходимо создать Центр информатизации учебного процесса при учебном отделе или под управлением проректора по учебной работе. Вопрос о создании такого центра практически решен; в него, скорее всего, войдет та группа, которая сейчас работает над системой «Деканат». Это позволит не только завершить работу над проектированием системы, но и поддерживать, дополнять и развивать ее.

Некоторые достижения НГТУ вызвали у участников конференции большой интерес. Я имею в виду создание Координационного совета по информатизации университета и наше издание «Информационные технологии в образовании». Представители различных вузов интересовались, можно ли получать бюллетень, публиковать там свои статьи, чему я был рад, поскольку получать информацию от коллег из других вузов очень важно.

Если определять уровень НГТУ по сравнению с уровнем других участников конференции, то его можно обозначить как «немного выше среднего». Мы уже накопили определенный потенциал, но нам необходимо ускорять работу по информатизации образования в НГТУ – за счет развития информационно-образовательных программ, введения в эксплуатацию системы «Деканат» и АИС – автоматизированной информационной системы НГТУ. Основной нашей задачей в этом плане остается повышение качества учебных материалов, т.е. того, что важно именно для студентов.

Г. Б. Скок, заведующая кафедрой оценки качества образования

Для меня на конференции наиболее интересным было направление, связанное с качеством методического обеспечения учебного процесса, в том числе дистанционного обучения. Я работала в секции, где обсуждалось качество методических материалов, их организация и использование. Выступления вызвали у меня интерес, поскольку проблема качества методических материалов, используемых в дистанционном обучении, действительно существует. Эти материалы часто дискретны, представляют собой просто набор текстов, картинок, формул и не могут выполнять функцию организации учебного процесса. Безусловно, если материалы хорошо организованы и выполняют управляющую функцию, им просто нет цены. В педагогике есть такой термин - materials-centered learning, т. е., обучение, в центре которого находятся хорошо созданные материалы.

Участники конференции продемонстрировали глубокое понимание этих проблем. Поэтому общее впечатление от конференции у меня осталось очень приятное, тем более что она проходила в моем родном городе.

К сожалению, я увидела, что во многих вузах внедрение норм качества методического обеспечения, которое собственно и составляет образовательную среду, осуществляется более широко, чем в нашем вузе. Возможно, это связано с тем, что я недостаточно хорошо информирована об этой деятельности в НГТУ, но, я думаю, есть и другие причины.

Например, за 2,5 года в Омске по нашим методикам обучили 82 тьютора. С одной стороны, это очень приятно, поскольку обучение проводила наша ученица по нашим же электронным материалам, а с другой стороны, грустно, поскольку достижения НГТУ в этой области намного скромнее – у нас значимость этой деятельности многими не осознается.

У нас есть факультет повышения квалификации, где мы непрерывно обучаем желающих преподавателей, нас часто приглашают даже в другие города. В настоящий момент проблема в том, что, хотя в техническом отношении наши преподаватели, безусловно, очень грамотны и знание предмета у них превосходное, но все же уровень психолого-педагогической компетенции недостаточно высок. Люди воспроизводят собственный опыт учения, который не обязательно был продуктивным. Однако в подготовке методических материалов большое значение имеют не только технические ресурсы, но и то, какими материалами они наполняются. Поэтому, если бы психолого-педагогическому компоненту уделялось больше внимания, качество материалов, создающихся в нашем вузе, могло бы быть еще выше.

О. В. Андрюшкова, доцент кафедры химии

Должна сказать, что до поездки на конференцию я, как преподаватель химии, общалась с коллегами преимущественно в своей – «химической» – среде, поэтому погружение в новую информационную среду было для меня чрезвычайно интересным и полезным.

Во-первых, это способствовало освоению новой для меня терминологии и накоплению знаний о современном состоянии информационных технологий (ИТ) в целом. Я открыла для себя, что ИТ уже глубоко проникли в учебный процесс; что уже функционируют не только образовательные порталы и сайты, но и целые виртуальные университеты; что дистанционное образование интенсивно развивается во всем мире и имеет широкие перспективы на рынке образовательных услуг в ближайшем будущем. Оказалось, что некоторые задачи, к решению которых мы только подступались, решаются или уже решены специалистами в области информационных технологий; например, меня заинтересовали разработки сайтов отдельных подразделений и кафедр.

Во-вторых, мне показалась интересной информация о педагогико-психологических аспектах преподавательской деятельности и о роли преподавателя-тьютора в учебном процессе.

Наконец, особый интерес для меня как потребителя представляли электронные учебники и пособия: как они создаются, каков состав команды авторов. Хотелось бы поблагодарить организаторов конференции за возможность пообщаться непосредственно с разработчиками учебников, посмотреть на выставке созданные ими продукты. К сожалению, надо отметить, что большая часть учебников и демонстрационных материалов по химии охватывает пока только школьный курс, ниша же высшей школы по химии практически свободна. В ходе конференции у меня также сформировалось убеждение, что создавать электронный учебник должны все-таки специалисты в области информационных технологий, а задачи преподавателя-предметника – разработка сценария учебника, подготовка материалов по предмету и обязательно контроль правильности излагаемого материала – во избежание серьезных ошибок в конечном продукте.

Относительно большое количество заданных вопросов позволяет думать, что наш доклад вызвал живой интерес у аудитории. Я убедилась в том, что наша работа по созданию мультимедийных курсов лекций актуальна и перспективна. При обсуждении доклада были высказаны предложения по интенсификации процесса обучения с использованием ИТ, которые мы обязательно учтем в дальнейшей работе.

И последнее, чем мне хотелось бы поделиться с теми коллегами, кто еще не решил для себя, заниматься созданием мультимедийных учебных материалов или нет, – это то, что сам процесс создания продукта мультимедиа чрезвычайно увлекателен. Он часто сопровождается сюрпризами и интересными находками, которыми можно поделиться и с коллегами, и со студентами.

Р. В. Петров, аспирант кафедры прикладной математики

Мне было интересно узнать, в правильном ли направлении движется наша разработка системы построения сайтов, понять, чего в ней не хватает, и сравнить ее с аналогичными разработками. Очень интересной оказалась информация о программных средствах для создания электронных учебников и систем тестирования. Например, еще раз подтвердилось мнение, что разрабатывать свою систему для построения электронных учебников, по крайней мере, силами студентов нет никакой необходимости. Существуют разработки, позволяющие приобрести такую систему за 3000 рублей и пользоваться ею без ограничений. Я также вновь убедился в том, что любая разработка должна соответствовать определенным стандартам, на которые нужно обязательно ориентироваться.


Мне кажется, что мое выступление попало "в струю" и вызвало интерес. Основной проблемой, которая обсуждалась в связи с моим докладом, была поддержка стандартов экспорта-импорта информации для создания единой образовательной среды.

 
Все статьи выпуска:
free space
Информационная система «Деканат»
В. М. Стасышин

Система управления учебными курсами
Н. А. Кочетурова

Итоги конференции «Единая образовательная информационная среда-2004»
Н. А. Кочетурова

Стандарты в электронном обучении
М. Родригес-Иборра

Международные стандарты компьютерной грамотности пользователей
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (729,48 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»