Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 3 октябрь 2006free space
Новости Координационного совета
free spaceИнтервью с проректором НГТУ по учебной работе, председателем Координационного совета НГТУ по информатизации образования Ю.А. Афанасьевым
free space

Юрий Андреевич Афанасьев


Юрий Андреевич, в Вашем первом интервью для бюллетеня «ИТО» в марте 2004 года Вы выделили следующие первоочередные задачи информатизации образования НГТУ на ближайшие пять лет:
– создание единой информационной системы университета;
– создание своего веб-сайта для каждой кафедры, каждого факультета и каждого преподавателя;
– внедрение дистанционных форм обучения в рамках определенных циклов предметов и отдельных специальностей;
– повышение квалификации преподавателей в области ИКТ;
– обеспечение учебного процесса необходимыми ресурсами.
Насколько эти задачи решены на данном этапе?

– Поскольку эти задачи были действительно поставлены на пять лет, то и итоги работы по их решению лучше будет подвести по истечении этого срока. Но уже сейчас можно сказать, что за прошедшие два с половиной года развитие этих областей деятельности в НГТУ значительно ускорилось.

Если в 2004 году достижение такой важнейшей цели, как создание единой информационной системы университета, я в глубине души считал не очень реальным, то сейчас я уверен, что решить эту задачу до конца 2009 года вполне возможно.

Что касается создания веб-сайтов для подразделений и преподавателей, то, думаю, эта цель будет достигнута уже в следующем году. Уже сейчас свое представительство в интернете есть у каждого факультета НГТУ; все кафедры включили создание и наполнение собственных веб-сайтов в планы развития подразделений на 2006-2007 гг. Наполнение информацией сайтов преподавателей — вопрос, может быть, более сложный, но тоже вполне решаемый.

Дистанционные формы обучения, безусловно, внедряются в учебный процесс в НГТУ достаточно активно. Элементы дистанционного обучения уже используются и на заочном факультете — по крайней мере, студенты-заочники используют электронную почту для общения с преподавателем, отправки контрольных работ и получения консультаций. Кроме того, у нас есть договоренность с деканом заочного факультета З. С. Темляковой о проведении инвентаризации ресурсов, имеющихся на кафедрах для обучения заочников: необходимо получить сведения о количестве компьютеров, о состоянии сетей, об уровне компетенции преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При необходимости будем выделять средства на решение существующих проблем в этих сферах. Результатом всей этой работы к 2009 году, надеюсь, станет использование элементов дистанционного обучения в преподавании всех предметов на заочном отделении.

Если говорить о повышении квалификации преподавателей в сфере ИКТ, то это не разовое мероприятие, а процесс, который должен быть непрерывным. В начале 2005 года Научно-методический центр НГТУ совместно с Институтом дистанционного образования уже проводил исследование уровня ИКТ-компетенции преподавателей нашего университета, после чего факультет повышения квалификации организовал обучение преподавателей. Работу в этой области нужно продолжать: на курсах повышения квалификации побывали далеко не все преподаватели; кроме того, в сфере ИКТ — и в технике, и в программном обеспечении, и в технологиях обучения — постоянно появляется что-то новое.

Помимо этого, на данном этапе нужно сформулировать критерии оценки ИКТ-компетенции преподавателей и требования к минимально допустимому уровню этой компетенции, а также создать и опробовать средства ее измерения. Это необходимо для того, чтобы разрабатывать программы обучения, наиболее точно соответствующие потребностям преподавателей, и потом обеспечивать эти программы кадровыми и другими ресурсами.

Перейдем к последней из упомянутых задач. К сожалению, назвать уровень технологического обеспечения учебного процесса в НГТУ удовлетворительным на сегодня нельзя. Поэтому мы будем направлять достаточно большую часть средств на обновление лабораторной базы, в том числе ее составляющей, связанной с информационными технологиями: без них проведение лабораторных работ, например, на факультете прикладной математики и информатики, просто невозможно. Радует, что сейчас на такие цели выделяются правительственные гранты. Однако развитие технологической базы — тоже не разовое действие, а процесс, который должен осуществляться непрерывно.
Кроме того, пока у нас нет единой локальной сети университета, то есть обмен информацией между сетями разных факультетов может идти только через интернет. Создание и поддержка единой сети — серьезная задача, требующая многих средств и различных ресурсов, в том числе кадровых, и решать ее необходимо.

В то же время ситуация с обеспечением учебного процесса в НГТУ информационными ресурсами представляется вполне приемлемой, хотя, конечно, хотелось бы ускорить процессы создания электронных учебных материалов и формирования медиатеки на базе ресурсов нашей библиотеки.

– Как Вы считаете, изменилось ли за прошедшее время понимание информационной образовательной среды в НГТУ?

– Безусловно, изменилось. Во-первых, большинство преподавателей и сотрудников НГТУ сегодня относятся к информатизации образования не как к требованию руководства университета, а как к средству оптимизации учебного процесса, поэтому многие вопросы в этой области сейчас решаются в университете намного быстрее, чем раньше.

Во-вторых, два года назад о некоторых аспектах развития информационной образовательной среды в НГТУ мы могли только мечтать, а сейчас они кажутся вполне реальными — во многом благодаря тому, что у внедрения информационных технологий в образование появилось значительное количество сторонников среди профессорско-преподавательского состава.

– Каковы задачи развития информационной образовательной среды НГТУ на ближайшее время?

– Основные задачи — пока те же, что были поставлены два с половиной года назад. Они останутся актуальными до тех пор, пока не будут достигнуты планируемые результаты. Есть и другие важные вопросы — например, разработка нормативных документов и стандартов, регулирующих различные аспекты информатизации образования. На решение всех этих задач и направлена деятельность Координационного совета НГТУ.
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Общее собрание Ассоциации «Сибирский открытый университет»
Интервью с ректором НГТУ Н.В. Пустовым

«ЕОИС-2006»: сделан ещё один шаг к развитию единой образовательной информационной среды региона

Информационная образовательная среда НГТУ: современное состояние

Программы заседаний Координационного совета НГТУ по информатизации образования

Интервью с проректором НГТУ по учебной работе, председателем Координационного совета НГТУ по информатизации образования Ю.А. Афанасьевым

Реализация Программы информатизации образования НГТУ
Интервью с первым проректором НГТУ
Г.И. Расторгуевым

Научная деятельность НГТУ в области информатизации образования
Интервью с проректором НГТУ по научной работе
А.Г. Вострецовым

Участие представителей НГТУ в конкурсе инновационных проектов аспирантов и студентов

Конференция «Информационно-телекоммуникационные системы: состояние и перспективы развития» в НГТУ

ИКТ в обучении языку

Конференция Национальной ассоциации преподавателей английского языка в Новосибирске
Н.Ю. Эйдельман

Программа повышения квалификации преподавателей в РУДН

Конференция Санкт-Петербургской ассоциации преподавателей английского языка «Обучение в информационную эпоху» и российско-американский семинар «Информационные технологии в обучении английскому языку»
М.А. Бовтенко

«ONLINE EDUCA 2007» в Москве
Н.А. Кочетурова

Электронные коллекции диссертаций
Г.Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,33 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»