Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 декабрь 2004free space
Информационные образовательные технологии
free spaceИнтервью с деканом ЭМФ, профессором Н. И. Щуровым
free space
 
 
Декан ЭМФ, профессор Николай Иванович
Щуров:
 
Устраивает ли Вас подготовка выпускников вашего факультета по ИКТ? Если нет, то почему?
 
Нет, не устраивает. У нас на факультете слишком маленький объем практических занятий по информатике, кроме того, компьютерные технологии недостаточно используются в преподавании общепрофессиональных и естественно-научных дисциплин. На мой взгляд, компьютерные технологии сегодня являются неотъемлемой частью если не общей, то, по крайней мере, профессиональной культуры. Они оказывают существенное влияние на личность студента, развивают его логическое мышление, в какой-то мере дисциплинируют его. В связи с этим недостаточный уровень знаний и умений в области ИКТ негативно сказывается на процессе обучения в целом. Я считаю, что образование в области компьютерных технологий должно быть непрерывным, то есть, в рамках каждой дисциплины с первого по пятый курс студент должен иметь возможность узнавать что-то новое в сфере ИКТ.
 
Какими ИКТ должны владеть выпускники вашего факультета?
 
Прежде всего, студенты должны в полном объеме владеть программами общего назначения, в частности MS Office. Кроме того, нашим выпускникам необходимо умение работать с профессиональными графическими пакетами Corel Draw v. 12 и Photoshop v. 8. Что касается специализированных пакетов, то, я считаю, студентам не только нашего факультета, но и любых технических специальностей нужны MathCAD, Maple, Mathematica и MatLAB. К этому можно еще добавить знание программ ANSYS 8.0, Autodesk, AutoCAD 2005 и Simulink, а также владение системой LabVIEW.
 
Каков уровень владения этими ИКТ на вашем факультете сегодня?
 
Конечно, не все студенты владеют вышеперечисленными технологиями в полной мере. С программами общего назначения большинство работает неплохо, уровень владения программами MathCAD, Maple и MatLAB можно назвать удовлетворительным, а вот с Simulink и LabVIEW может работать только очень небольшой процент студентов. Безусловно, есть на нашем факультете ребята, которые владеют всеми этими программами просто блестяще и могут решать с их помощью задачи научно-исследовательского характера, однако, к сожалению, таких студентов совсем немного.
 
Какие предметы, связанные с ИКТ, входят в блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин в учебных планах вашего факультета?
 
Во-первых, к таким предметам относится информатика, в рамках которой студенты учатся работать с программами общего назначения. Остальные ИКТ используются студентами при решении конкретных практических задач в курсах, посвященных специальным главам высшей математики, моделированию технических систем, имитационному моделированию и т.д., а также в процессе курсового и дипломного проектирования. Таким образом, профессиональные и специализированные программы студенты изучают практически самостоятельно, при минимальной помощи преподавателей.
 
Каким образом влияет на уровень компетенции выпускников в сфере ИКТ разный уровень подготовки студентов-первокурсников? Каким образом корректируется программа подготовки студентов по ИКТ в зависимости от этого начального уровня?
 
Уровень владения информационными технологиями, с которым выпускники школ приходят к нам, очень разный, и это существенно влияет на дальнейший процесс их обучения. Уже на втором-третьем занятии по информатике наши преподаватели проводят тестирование для определения уровня компетенции первокурсников в области ИКТ, например, студенты кафедры электрического транспорта получают тест из 100 вопросов. На формирование групп результаты этого тестирования не влияют, однако в каждой группе применяется дифференцированный подход, по каждой теме студентам предлагаются задания нескольких уровней сложности.
 
Выравнивается ли уровень компетенции студентов в сфере ИКТ в процессе обучения?
 
Конечно, уровень владения минимальными необходимыми навыками работы с компьютером к старшим курсам выравнивается, однако общий уровень компетенции в сфере ИКТ так и остается очень разным.
 
Используют ли преподаватели вашего факультета ИКТ в учебном процессе (помимо преподавателей информатики)? Если да, то каким образом?
 
Поскольку я стал деканом электромеханического факультета всего три месяца назад, то мне приходится одновременно решать огромное количество разнообразных вопросов – от создания компьютерной сети факультета до повышения квалификации преподавателей, поэтому на многое просто не хватает времени.
К сожалению, в области использования ИКТ в процессе преподавания мы сегодня делаем только первые шаги. Конечно, многие занятия на нашем факультете проводятся в специализированных компьютерных классах с применением необходимого программного обеспечения, а некоторые занятия проходят в мультимедийных классах, но этого, безусловно, недостаточно. Например, пока у нас нет ни одной мультимедийной аудитории, и мы проводим часть занятий в компьютерных классах факультета энергетики. Однако уже к следующему учебному году мы планируем оборудовать как минимум один мультимедийный класс; уже сейчас мы начали закупать необходимое оборудование и приступили к подготовке преподавателей. Тем не менее, я считаю, что использование ИКТ не является панацеей, это только средство интенсификации, автоматизации учебного процесса, которое не может полностью заменить традиционное обучение и непосредственное общение преподавателя со студентами. Например, что касается использования мультимедийных презентаций, то мне кажется, что оптимальным вариантом и для преподавателей, и  для студентов будет представление в этом формате около 30% учебного материала.
Честно говоря, сейчас далеко не все преподаватели факультета готовы к использованию информационных технологий в преподавании, хотя большинство из них владеют основными программами общего назначения. В дальнейшем повышение квалификации преподавателей в области ИКТ у нас будет идти намного более целенаправленно и интенсивно.
С этой точки зрения важной представляется работа по повышению квалификации преподавателей, которая проводится Центром лингвометодических информационных ресурсов. Необходимо, чтобы преподавателей иностранных языков, работающие на ЭМФ, прошли подготовку в этой области и начали активно использовать ИКТ в работе с нашими студентами. Поскольку вряд ли реально проводить занятия в классе Центра со студентами всех факультетов НГТУ, идеальным вариантом было бы создание такого специализированного класса на каждом факультете.
 
Может ли быть снижена оценка студента на зачете или экзамене, при подготовке или защите реферата / курсового проекта / диплома, если он демонстрирует недостаточный уровень компетенции в сфере ИКТ?
 
К этому необходимо стремиться, особенно в свете Болонского процесса, поскольку, например, в Европе отношение к оформлению любой документации очень строгое. Наши студенты должны знать и применять хотя бы те стандарты оформления работ, которые действуют сегодня в России. Тем не менее, я понимаю, что сейчас далеко не каждый студент имеет компьютер и возможность активно его использовать. Поэтому, несмотря на то, что на каждой кафедре требования к оформлению работ включают использование информационных технологий, оценку за недостаточный уровень компетенции в сфере ИКТ мы обычно не снижаем; в каждом отдельном случае пытаемся найти компромисс. Радует, что в последние годы на факультете количество курсовых работ, оформленных без использования компьютера, не превышает 20% от общего числа работ, а дипломов, написанных от руки, нет вообще. В то же время защита магистерских работ на ЭМФ в обязательном порядке проходит с использованием мультимедийных презентаций.
 
Как Вы считаете, нужны ли единые минимальные требования к уровню компьютерной компетенции для выпускников всех факультетов НГТУ? Если да, то что, на Ваш взгляд, необходимо в них включить?
 
Несомненно. Все выпускники НГТУ, независимо от факультета, обязаны владеть определенным минимальным набором навыков в области ИКТ, соответствовать некоему внутриуниверситетскому стандарту. Этот стандарт должен включать навыки использования программ общего назначения, базовые навыки программирования и знание теории алгоритмизации. Инициатива по разработке такого стандарта должна исходить от факультетов. Предложения в этой области могут быть рассмотрены на учебно-методических советах факультетов, а затем на совете НГТУ.
На ЭМФ есть план работы учебно-методической комиссии факультета, и одним из его пунктов является соблюдение единых требований в преподавании информатики. В настоящий момент преподаватели на факультете руководствуются общей учебной программой по информатике, однако на каждой кафедре занятия по этому предмету строятся по-разному. Поэтому унификацию преподавания информатики обеспечивает ведущий лектор, который курирует данный процесс на всем факультете; сейчас эти обязанности возложены на профессора Сергея Михайловича Кузнецова. Данный принцип, заложенный предыдущим деканом ЭМФ Валентином Андреевичем Тюковым, на мой взгляд, является очень эффективным.
 
Каким образом должно проверяться соответствие умений и навыков студентов в сфере ИКТ этим минимальным требованиям?
 
Может быть, с помощью экспресс-тестов.
 
Учитываются ли при оценке подготовки выпускников вашего факультета по ИКТ существующие международные требования стандартов компьютерной компетенции?
 
Я могу признаться, что сам сегодня не знаю этих международных стандартов и не уверен, слышали ли о них наши преподаватели. Однако, поскольку мы интегрируемся в европейское образовательное пространство, то нам просто необходимо изучить эти стандарты и учитывать их требования в процессе подготовки наших специалистов. В этой области нам еще предстоит проделать большую работу.
 
Какими Вы видите пути совершенствования обучения ИКТ на вашем факультете?
 
Во-первых, нужна модернизация существующей вычислительной техники. Во-вторых, необходимо приобретение современных мультимедийных компьютеров и программного обеспечения, а также использование бóльшего количества электронных интерактивных учебников и пособий. Далее, требуется увеличение количества часов, выделяемых на информатику и информационно-коммуникационные технологии. Помимо этого, необходимым условием совершенствования обучения является повышение профессионализма преподавателей в области использования ИКТ. В настоящее время знания устаревают за пять лет, поэтому преподаватель должен учиться и совершенствоваться постоянно. Ведь нельзя учить других, не учась самому…
 
 
Интервью с деканами других факультетов будут опубликованы в следующих выпусках бюллетеня.
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Компетенция выпускников НГТУ в области информационно-коммуникационных технологий: интервью с деканами НГТУ

Интервью с деканом ФЭН, профессором Ю. М. Сидоркиным

Интервью с деканом ФГО, профессором М. В. Роммом и заместителем декана ФГО А. В. Никоненко

Интервью с деканом ЭМФ, профессором Н. И. Щуровым

Система управления учебными курсами

Программы обучения в рамках проекта DELPHI
О. В. Казанская

О системе повышения квалификации преподавателей НГТУ
Н. Ш. Никитина

Стандарты в электронном обучении
М. Родригес-Иборра

Бесплатные электронные ресурсы: защита авторских прав в системе Creative Commons
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,1 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»