Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 декабрь 2004free space
Информационные образовательные технологии
free spaceИнтервью с деканом ФЭН, профессором Ю. М. Сидоркиным
free space
 

Декан ФЭН, профессор Юрий Михайлович
Сидоркин:
 
Устраивает ли Вас подготовка выпускников вашего факультета по ИКТ?
 
Подготовка, осуществляемая выпускающими кафедрами, меня устраивает, в то время как недостаточное использование компьютерных технологий в преподавании общепрофессиональных и естественно-научных дисциплинах — нет.
 
Какими ИКТ должны владеть выпускники вашего факультета?
 
Безусловно, они должны уметь работать с файловой системой и офисными приложениями. Кроме этого, им необходимо владеть с такими профессиональными пакетами, как Math-CAD, MATLAB, AutoCAD, MicroCap. Наконец, существует очень много программ, которые используются для научных исследований или для практической профессиональной деятельности в нашей отрасли, – их наши выпускники тоже должны знать. Часть необходимого программного обеспечения мы разрабатываем сами, другие программы приобретаем. При этом в последнее время стараемся покупать именно лицензионное программное обеспечение – не только в России, но и за рубежом. Недавно потратили на эти цели более 60 000 рублей. Кстати, при покупке программ вузам могут предоставляться большие скидки – до 50%; и найти фирмы, работающие с учебными заведениями на подобных условиях, вполне реально.
В рамках изучения экономики студенты также используют компьютерные программы, в частности, деловую игру NIXDORF DELTA. По компьютерной деловой игре NIXDORF DELTA проводятся соревнования в масштабах России. Наши студенты участвуют в них уже шестой год: первый этап проходит внутри факультета, второй — в НГТУ, затем проводится соревнование на региональном и национальном уровнях. Студенты ФЭНа два раза занимали в России второе место и три раза – первое! При этом их соперниками были студенты экономических факультетов различных вузов страны. Все эти достижения во многом являются результатом использования информационных технологий.
 
Какие предметы, связанные с ИКТ, входят в учебные планы вашего факультета?
 
В первую очередь, это, конечно, информатика. Поскольку мы готовим пользователей, а не программистов, то программированию в рамках этого курса уделяется совсем немного внимания; большая же часть времени посвящается работе с программами общего назначения. Однако с окончанием этого курса развитие компетенции студентов в области ИКТ не заканчивается, поскольку на нашем факультете информационные технологии используются практически во всех дисциплинах, читаемых преподавателями выпускающих кафедр. Студенты нашего факультета имеют очень широкие возможности для использования вычислительной техники. На занятиях применяются как программы общего назначения, так и профессиональные и специализированные пакеты.
У нас семь терминальных классов с неограниченным доступом в интернет, в которых постоянно проходят занятия. Правда, для самостоятельной работы студентов времени остается мало. Рабочих мест уже не хватает, поэтому мы вынуждены создавать большие терминальные классы на 20 машин и проводить занятия с большими группами. Мы постоянно обновляем сеть; в частности, сейчас реализуется проект по размещению пунктов подключения – ведь на нашем факультете расположен головной сервер второго корпуса, ответственность за который возложена на Станислава Сергеевича Шевченко. Именно он консультирует супервайзеров – сотрудников, отвечающих за серверы кафедр, и следит за своевременной установкой на сервере новых программ.
 
Каким образом влияет на уровень компетенции выпускников в сфере ИКТ разный уровень подготовки студентов-первокурсников?
 
Влияет, но незначительно. Сейчас во многих школах есть неплохие терминальные классы, поэтому первокурсники к нам приходят с хорошими навыками работы на компьютере, которые надо просто развивать дальше. Конечно, ребята из сельских школ отстают от тех, кто учился в городе, однако они быстро догоняют своих одногруппников – в течение первого года обучения, в основном, в курсе информатики.
 
Каким образом корректируется программа подготовки студентов по ИКТ в зависимости от начального уровня компетенции первокурсников в области информационных технологий?
 
Особой необходимости корректировать программу не возникает. На первых занятиях преподаватели проводят тестирование, после чего выстраивают программу, используя индивидуальный подход к студентам.
 
За счет чего происходит выравнивание уровня компетенции студентов?
 
Если студент сильно отстает от своих товарищей по уровню компьютерных навыков, он сам это замечает и начинает работать дополнительно, консультироваться с преподавателями и другими студентами, учиться у одногруппников. Сейчас в общежитиях тоже есть компьютерная сеть, это тоже помогает студентам учиться работать с информационными технологиями. 
 
Используют ли преподаватели вашего факультета ИКТ в учебном процессе (кроме преподавателей информатики)? Если да, то каким образом?
 
Да, и достаточно активно. Это связано с тем, что три года назад мы стали внедрять в учебный процесс мультимедийные технологии. Покупали оборудование, проводили совещания и конференции для преподавателей. Первую аудиторию факультет полностью оборудовал на свои деньги (около 400 000 рублей); 50% стоимости двух остальных оплатил университет – огромное спасибо первому проректору НГТУ Николаю Васильевичу Пустовому. На сегодняшний день на факультете восемь мультимедийных проекторов и три мультимедийных класса (аудитории 206, 324 и 308), оснащенных всем необходимым оборудованием. И все три аудитории полностью заняты в течение всей рабочей недели.
 Преподаватели у нас уже мел в руки не берут, по крайней мере, на многих выпускающих кафедрах ни один курс не читается без использования мультимедиа – особенно экономические дисциплины и предметы, связанные с графикой. Сейчас уже преподаватели используют эти технологии везде, где только возможно, и иногда приходится их убеждать в том, что какие-то формулы необходимо не демонстрировать на слайде, а выводить на доске.
 При желании студенты тоже могут участвовать в создании мультимедийных лекций, получая за это дополнительные баллы по соответствующим предметам. Ведь перевод лекции в формат презентации – это огромный труд, а привлечение к этой работе студентов помогает преподавателю сэкономить время.
Конечно, мультимедийные лекции нуждаются в соответствующем методическом обеспечении. Два года назад наши преподаватели начали использовать слайд-конспекты – раздаточные материалы со слайдами презентации и пустыми строчками, предназначенными для записей.
 Кроме того, по многим предметам преподаватели предоставляют студентам возможность получить курс лекций на диске или скопировать материалы курса с сайта кафедры. Все это способствует интенсификации учебного процесса, поскольку время на занятиях не тратится на запись определений, срисовывание с доски схемы трансформатора и т.д., а используется для изучения и обсуждения материала. Кроме того, именно информационные технологии помогают эффективно организовывать самостоятельную работу студентов, что особенно важно в условиях сокращения часов аудиторных занятий .
 
Может ли быть снижена оценка студента на зачете или экзамене, при подготовке или защите реферата / курсового проекта / диплома, если он демонстрирует недостаточный уровень компетенции в сфере ИКТ?
 
Оценка может быть снижена только в тех случаях, когда студент не использует необходимых программ при подготовке реферата, курсового проекта или диплома. Однако такие случаи очень редки, поскольку студент не может быть допущен к экзамену без защищенных лабораторных работ, а для их выполнения обязательно нужно использовать информационные технологии. Курсовой проект чаще всего без компьютерных программ тоже подготовить невозможно.
Еще несколько лет назад в отчетах председателей ГЭК была графа «Процент использования техники в дипломном проекте», то есть, это являлось составляющей оценки диплома. Сейчас эту графу мы уже просто не заполняем, потому что презентация в формате PowerPoint используется при защите абсолютно всех дипломов. На конференциях наши студенты тоже уже давно не выступают без мультимедиа.
Единственная специальность, где защита дипломных работ не всегда проходит с использованием компьютерных презентаций, - это «Безопасность жизнедеятельности», поскольку эта специальность была открыта всего пять лет назад, и собственный терминальный класс у них появился не так давно, а значит, у студентов не было возможности полноценно использовать информационные технологии.
 
Как Вы считаете, нужны ли единые минимальные требования к уровню компьютерной компетенции для выпускников всех факультетов НГТУ? Если да, то что, на Ваш взгляд, необходимо в них включить?
 
Да, нужен. В список минимальных требований нужно включить умение работать с файлами и офисными приложениями, а также знание основ программирования – т. е., то, без чего студент не может называться грамотным пользователем компьютера.
 
Каким образом должно проверяться соответствие умений и навыков студентов в сфере ИКТ этим минимальным требованиям?
 
На нашем факультете средствами проверки компетенции студентов в сфере ИКТ являются практически все лабораторные работы, доклады, защиты курсовых проектов. Например, для выполнения одной из лабораторных работ в курсе «Оптимизация режима» студентам требуется знание программы RASTR, которая используется в энергосистемах для расчета режима и устойчивости. Когда я только начинал вести этот курс, то боялся, что у студентов возникнут большие сложности с освоением этой и других программ. Однако мои опасения не оправдались: подготовка у студентов такая, что они либо уже умеют работать в этих программах, либо осваивают их с легкостью.
 
Учитываются ли при оценке подготовки выпускников вашего факультета по ИКТ существующие международные требования стандартов компьютерной компетенции?
 
На сегодняшний день, скорее всего, не учитываются, хотя мы и используем некоторые программы, с которыми работают энергетики во всем мире.
 
Какими Вы видите пути совершенствования обучения ИКТ на вашем факультете?
 
В первую очередь, нужно повышать квалификацию преподавателей и способствовать более интенсивному использованию ИКТ на кафедрах. Во-вторых, необходимо увеличение времени для проведения занятий в терминальных классах и для самостоятельной работы студента с компьютерной техникой. Далее, требуется увеличить количество часов, отводимых на курс информатики. Кроме того, безусловно, необходимо постоянно вкладывать средства в развитие ИКТ на факультете: оборудовать новые мультимедийные классы, заменять устаревающую технику, покупать новые программы. Однако главным условием успеха в этой области, на мой взгляд, является заинтересованность первых лиц факультета – декана, заместителей деканов, заведующих кафедрами. Мне кажется, что это у нас есть.
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Компетенция выпускников НГТУ в области информационно-коммуникационных технологий: интервью с деканами НГТУ

Интервью с деканом ФЭН, профессором Ю. М. Сидоркиным

Интервью с деканом ФГО, профессором М. В. Роммом и заместителем декана ФГО А. В. Никоненко

Интервью с деканом ЭМФ, профессором Н. И. Щуровым

Система управления учебными курсами

Программы обучения в рамках проекта DELPHI
О. В. Казанская

О системе повышения квалификации преподавателей НГТУ
Н. Ш. Никитина

Стандарты в электронном обучении
М. Родригес-Иборра

Бесплатные электронные ресурсы: защита авторских прав в системе Creative Commons
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,1 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»