Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 декабрь 2004free space
Информационные образовательные технологии
free spaceИнтервью с деканом ФГО, профессором М. В. Роммом и заместителем декана ФГО А. В. Никоненко
free space


Декан ФГО, профессор Марк Валерьевич Ромм:
 
 
Устраивает ли Вас подготовка выпускников вашего факультета по ИКТ? Если нет, то почему?
 
М.В. Ромм: Вопрос о подготовке выпускников в области ИКТ включает в себя несколько аспектов, поэтому однозначно ответить на него невозможно.
Во-первых, мир не стоит на месте, особенно мир информационных технологий, и поэтому, вне всякого сомнения, изменения в информационной сфере оказывают влияние на образовательные процессы, которые происходят в мире, в НГТУ и, естественно, на нашем факультете. В связи с этим сама по себе информационно-коммуникационная компетенция выпускников не может рассматриваться в отрыве от их профессиональной компетенции. Соответственно, мы можем говорить о том, что ИКТ дают нашим студентам ряд новых возможностей, которые они могут реализовать в разной степени.
Во-вторых, я исхожу из того, что компьютер сам по себе – это «орудие», «средство производства», и если мы просто увеличим количество рабочих мест, оборудуем их «машинами», обеспечим высокоскоростной доступ в интернет и отведем больше часов на преподавание информатики, уровень компетенции выпускников в сфере ИКТ вряд ли повысится. Это не интенсивный, а, скорее, экстенсивный путь развития образовательных технологий. К сожалению, как показывает практика, очень часто уровень информатизации измеряется количеством компьютеров, что демонстрирует полное непонимание сущности и роли информационных технологий. Наиболее же передовым критерием оценки является то, насколько органично информационные технологии встроены в образовательный процесс, как они интенсифицируют процесс получения новых знаний, умений и навыков в области специализации студентов, а также расширяют ли они возможности студентов. Все это связано и с наличием необходимого программного обеспечения, и с квалификацией преподавателей, и с их готовностью внедрять информационные технологии в учебный процесс, и со многими другими факторами. В результате на сегодняшний день уровень компетенции наших выпускников в области ИКТ можно оценить следующим образом: на минимально достаточном уровне (программы общего назначения) они являются квалифицированными пользователями. Что же касается их умения использовать специализированные программы, то это вопрос, который стоит перед нами на повестке дня.
 
Какими ИКТ должны владеть выпускники вашего факультета?
 
М.В. Ромм: Для того чтобы обладать определенным минимально достаточным уровнем компьютерной грамотности, наш специалист должен знать текстовый редактор Microsoft Word, электронные таблицы Excel, уметь работать с веб-браузерами, переводить данные из одного формата в другой в рамках Microsoft Office, создавать презентации PowerPoint и уметь делать хотя бы элементарные веб-страницы. Это тот минимальный уровень грамотности, о котором может и должна идти речь в рамках того программного обеспечения, которое мы в настоящий момент имеем.
К сожалению, специализированных программных ресурсов для студентов гуманитарных специальностей – социологов, регионоведов, социальных работников и т.д. – у нас пока крайне мало. В то же время наши студенты имеют возможность работать с многочисленными программами, предназначенными для обучения иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, итальянскому, японскому и русскому языку как иностранному), электронными словарями и программами для лингвистического анализа текста. Эти ресурсы используются на занятиях по иностранным языкам в Центре лингвометодических информационных ресурсов ИДО НГТУ (руководитель Центра – с.н.с. ИДО, докторант Марина Анатольевна Бовтенко).
 
 
Заместитель декана ФГО по общим вопросам
Андрей Владиславович Никоненко:

 
А.В. Никоненко: Студенты таких специальностей, как туризм и регионоведение, обязательно работают со специализированными программами по документоведению. Для филологов-документоведов обязательным является также знание программ «Консультант Плюс», «Гарант», а также «1С». Часть этих программ уже приобретена нашим факультетом, во многом благодаря инициативе руководителя специализации «Филологическое обеспечение документоведения» доцента кафедры филологии, докторанта Ольги Павловны Сологуб.
Для социологов, специалистов по связям с общественностью и социальных работников требуется знание профессионального социологического пакета SPSS, который используется всеми серьезными социологическими агентствами и службами.
 
Какие предметы, связанные с ИКТ, входят в блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин в учебных планах вашего факультета?
 
А.В. Никоненко: К таким предметам можно отнести, прежде всего, информатику, а также те предметы, которые связаны с обучением студентов работе с вышеперечисленными программами. На специальности «Связи с общественностью» есть еще курс, посвященный дизайну и рекламе, который проводится на базе компьютерного класса кафедры инженерной графики (заведующая кафедрой – доцент Надежда Григорьевна Иванцивская) с использованием специализированного программного обеспечения, в частности, программы Corel Draw и ряда других.
 
Каким образом влияет на уровень компетенции выпускников в сфере ИКТ разный уровень подготовки студентов-первокурсников?
 
А.В. Никоненко: Влияет, и очень сильно. 70% первокурсников приходят к нам с крайне низким уровнем знания компьютера. У остальных 30% знания настолько хаотичны и различны по уровню, что хочется их «стереть» и переписать заново. Виновата в этом, конечно, «базовая школьная подготовка». А если у человека нет навыка работы с компьютером, то нет и навыка поиска и усвоения информации в электронном виде. Как показывает практика, на первом курсе КПД обучения студента с помощью компьютерных технологий очень низкий. Более того, у большинства современных студентов, начинающих учебу в вузе, отсутствует способность воспринимать вербальную информацию, то есть способность читать, поскольку до 90% информации они получают в виде слуховых и зрительных образов.
 
Каким образом корректируется программа подготовки студентов по ИКТ в зависимости от начального уровня компетенции первокурсников в области информационных технологий?
 
А.В. Никоненко: Отсутствие этих навыков очень быстро восполняется (студенты – люди молодые, адаптивность у них очень высокая, ум гибкий), но необходимо одно условие – мотивация, без которой эти навыки так и останутся на очень низком уровне. У 5-10% так и получается. Что касается остальных, то навыки работы с компьютером развиваются очень быстро, а навыки восприятия информации приобретаются постепенно, в течение нескольких лет обучения. С одной стороны, это происходит за счет самостоятельной работы студентов, а с другой – важнейшую роль в этом процессе играет преподаватель, который должен ориентировать студентов на использование различных информационных ресурсов, преподавать свой предмет так, чтобы он способствовал развитию описанных навыков, – то есть, актуализировать потребность в информационных технологиях.
 
Используют ли преподаватели вашего факультета ИКТ в учебном процессе (помимо преподавателей информатики)? Если да, то каким образом?
 
М.В. Ромм: Если подразумевать под информационными технологиями поиск информации через интернет, разработку электронных версий учебных пособий, методических указаний, подготовку лекций с использованием MS Word, то практически все наши преподаватели этими навыками уже овладели и используют их в учебном процессе. Специализированные программы, как я уже говорил, у нас пока используются не очень интенсивно, хотя некоторые «продвинутые» кафедры (например, кафедра социологии, возглавляемая профессором Владимиром Игоревичем Игнатьевым; кафедра социальной работы, которой руководит доцент Людмила Алексеевна Осьмук; кафедра филологии во главе с доцентом Галиной Петровной Кашкоровой) к этому стремятся. А что касается применения других технологий… Одна из стратегических задач факультета и вуза в целом – предоставление студентам доступа к методическим материалам курсов в режиме он-лайн. Это передовой уровень развития высшего образования; например, в западных странах каждый студент имеет возможность в режиме удаленного доступа войти на кафедральный сайт, найти там проверенную контрольную работу, пообщаться с преподавателем, задать ему вопрос и так далее.
Только в этом случае удастся реализовать профессиональный подход к предоставлению удаленного доступа к ресурсам. Есть еще одна проблема – создание мультимедийных аудиторий. Это недешевое удовольствие! Сейчас мы совместно с факультетом бизнеса оборудуем конференц-зал на 100 мест, соответствующий всем стандартам – с профессиональным звуком, профессиональной разводкой сетей, высокоскоростной оптоволоконной связью, компьютерами и мультимедийным проектором. Создание этого зала требует очень серьезных затрат: одна только звуковая система стоит около четверти миллиона рублей. Но вот интересный факт: из 284 преподавателей ФГО, наверное, ни один не имеет курса лекций, сделанного с помощью мультимедиа и предназначенного для чтения в подобной аудитории. Это замкнутый круг: преподаватели не используют такой формат лекций, так как им негде их обкатывать, а мы не торопимся вкладывать деньги в мультимедийные аудитории, поскольку на них пока нет «спроса» среди преподавателей. Однако в последнее время мы стараемся решать эту проблему с обеих сторон – и оборудуем аудиторию, и информируем преподавателей о возможностях ее использования. Конечно, еще не все кафедры готовы к интенсивному использованию информационных технологий в учебном процессе – и это наша недоработка. До сих пор некоторые преподаватели считают, что лекция в формате презентации PowerPoint существенно снижает концентрацию внимания студента по сравнению с традиционными мелом и доской. Однако большинство преподавателей понимают, что информационные технологии в образовательном процессе просто необходимы. Это наше будущее.
 
Может ли быть снижена оценка студента на зачете или экзамене, при подготовке или защите реферата / курсового проекта / диплома, если он демонстрирует недостаточный уровень компетенции в сфере ИКТ?
 
М.В. Ромм: Здесь важен принцип равных возможностей. Если бы нам удалось обеспечить каждому студенту одинаковые возможности, скажем, для подготовки презентации в формате PowerPoint, то можно было бы требовать ее обязательного наличия на защите диплома. В настоящий же момент определенный уровень использования информационных технологий может принести студенту дополнительные баллы, но не может стать основанием для снижения оценки. Единственное исключение – использование Microsoft Word при подготовке любых письменных работ, которое является строго обязательным. Если реферат или курсовой проект написаны от руки, преподаватель имеет право их не принять.
 
Как Вы считаете, нужны ли единые минимальные требования к уровню компьютерной компетенции для выпускников всех факультетов НГТУ? Если да, то что, на Ваш взгляд, необходимо в них включить?
 
М.В. Ромм: Трудно говорить об НГТУ в целом, потому что уровень профессиональной компетенции студента, обучающегося на кафедре автоматизированных систем управления, сильно отличается от уровня компетенции социального работника или филолога. Но одно могу сказать точно: развитие образовательных технологий предполагает некие стандарты, а их отсутствие затрудняет понимание цели обучения. Поэтому, если такой стандарт будет разработан для студента-гуманитария, я буду этому очень рад. Однако пока такого стандарта нет. Тем не менее, некий необходимый минимум реализуется в рамках курса информатики, соответствующего государственному образовательному стандарту. Я думаю, что ГОС достаточно четко фиксирует минимальный набор знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент. Если студент не прошел базовый курс информатики, он просто не может считаться грамотным человеком.
 
Каким образом должно проверяться соответствие умений и навыков студентов в сфере ИКТ этим минимальным требованиям?
 
М.В. Ромм: Подготовка студентов и оценка их знаний в области ИКТ достаточно профессионально осуществляется в курсе информатики. Введение каких-либо других форм контроля, выходящих за рамки ГОСа, будет нарушением государственного стандарта.
 
Учитываются ли при оценке подготовки выпускников вашего факультета по ИКТ существующие международные требования стандартов компьютерной компетенции?
 
М.В. Ромм: Мне трудно ответить на этот вопрос, так как я не очень хорошо знаю этот материал. Я могу только надеяться, что специалисты, которые разрабатывали государственные образовательные стандарты по тем или иным дисциплинам, включая информатику, учитывали при их подготовке и международные требования. 
 
Какими Вы видите пути совершенствования обучения ИКТ на вашем факультете?
 
М.В. Ромм: Один из наиболее болезненных вопросов – это финансирование. Что касается обеспеченности компьютерами, то в настоящий момент можно говорить о минимальной достаточности. Однако мы бы хотели открыть четвертый терминальный класс, не прекращать обновление парка компьютеров, хотели бы привести компьютерные классы в соответствие с нормами техники безопасности и охраны труда. Большая же часть финансирования должна пойти на программное обеспечение. Например, пакет программ для социологов SPSS, который упоминался выше, стоит 3000 долларов в год. Да, информационные технологии – это дорогое удовольствие, однако если мы хотим, чтобы наш вуз был передовым, чтобы наши образовательные услуги были на должном уровне, мы обязаны идти на эти траты. Этой теме будет посвящено одно из совещаний деканов. Очень важно понимать, что если учебным планом предусматривается изучение определенных программ, то использовать их контрафактные версии мы просто не имеем права. Именно поэтому мы будем выходить на совет факультета, будем стараться покупать лицензионные программы для кафедр в составе ФГО и для Центра лингвометодических информационных ресурсов. Третий важный аспект – повышение квалификации преподавателей. Для улучшения качества подготовки наших выпускников требуются новые методики преподавания и технологии, а значит, необходимы обученные преподаватели, способные внедрять эти технологии в учебный процесс. Здесь, кстати, мы опять упираемся в деньги. Если в западноевропейских университетах на студента в год тратят около 80 000 евро, на американского студента в среднем тратится 150 - 200 000 долларов США, то у нас эта цифра составляет немногим более 20 000 рублей. Поэтому закладывать в эту сумму регулярное повышение квалификации и переподготовку преподавателей на сегодняшний день просто нереально. Тем не менее, есть надежда, что со временем наше государство станет готовым к широкомасштабному внедрению информационных технологий, и мы не будем больше завидовать западным странам, где библиотеки оснащены новейшими компьютерами, большую часть литературы можно получить в электронном виде всего за один доллар и так далее.
 
Я думаю, некоего идеала в области ИКТ мы не достигнем никогда, но такую задачу ставить перед собой и не нужно. Необходимо просто четко и ясно понимать, что без реального овладения информационными технологиями на определенном уровне, отраженном в ГОСе, наш выпускник не сможет стать грамотным, конкурентоспособным, адаптивным, востребованным и адекватным специалистом. Поэтому я свою задачу как декана вижу в том, чтобы поддерживать этот баланс между потребностями наших выпускников в знаниях, умениях и навыках в сфере ИКТ – и возможностями вуза и факультета развивать эти знания, умения и навыки в конкретном образовательном процессе.
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Компетенция выпускников НГТУ в области информационно-коммуникационных технологий: интервью с деканами НГТУ

Интервью с деканом ФЭН, профессором Ю. М. Сидоркиным

Интервью с деканом ФГО, профессором М. В. Роммом и заместителем декана ФГО А. В. Никоненко

Интервью с деканом ЭМФ, профессором Н. И. Щуровым

Система управления учебными курсами

Программы обучения в рамках проекта DELPHI
О. В. Казанская

О системе повышения квалификации преподавателей НГТУ
Н. Ш. Никитина

Стандарты в электронном обучении
М. Родригес-Иборра

Бесплатные электронные ресурсы: защита авторских прав в системе Creative Commons
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,1 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»