Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 декабрь 2004free space
Информационные образовательные технологии
free spaceПрограммы обучения в рамках проекта DELPHI
free space
В 1999 году известная программа TACIS (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States) приступила к проведению в России проекта DELPHI (Development of Educational Links and Professional and Higher Education Initiatives – Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования), финансируемого Европейским Союзом. НГТУ подал заявки на участие в двух компонентах проекта: «Подготовка руководящих кадров» (компонент II) и «Открытое и дистанционное образование (ОДО)» (компонент IV). Результатом работы в проекте стало оборудование на базе НГТУ Новосибирского регионального ресурсного центра, а также создание электронного учебного пособия «Как разработать учебно-методические материалы для системы открытого дистанционного образования». В рамках данного проекта для его участников, возглавляемых автором учебного пособия, профессором Г.Б.  Скок и менеджером проекта, доцентом Н.Ш. Никитиной, была проведена целая серия семинаров, посвященных основам педагогического дизайна, технологиям разработки электронных учебных материалов, а также менеджменту и маркетингу образовательных проектов в ОДО. Участники мини-проекта также прошли стажировку по ОДО в странах ЕС (Г.Б. Скок в Германии, Н.Ш. Никитина в Великобритании и Голландии).

С 2003 г. в России началась реализация проекта DELPHI-2. Основным направлением деятельности в рамках этого проекта стало развитие пяти региональных ресурсных центров — в Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Екатеринбурге, Самаре и Новосибирске. Проект предусматривает проведение разнообразных обучающих мероприятий (обучающих поездок, семинаров, тренингов, конференций) по различным аспектам деятельности ресурсных центров и организаций дистанционного обучения.

Темы прошедших семинаров и тренингов:
- февраль 2004 – Стартовый семинар-совещание директоров и менеджеров по маркетингу РРЦ ОДО;
- март 2004 – Маркетинг ОДО, связи с общественностью и стратегическое планирование: определение миссии;
- май 2004 – Маркетинг ОДО, связи с общественностью и стратегическое планирование;
- июнь 2004 – Маркетинг ОДО, связи с общественностью и стратегическое планирование;
- октябрь 2004 – Серия обучающих семинаров для менеджеров региональных ресурсных центров;
 - ноябрь 2004 – Компетенции и содержание обучения ОДО.

Участниками семинаров для менеджеров региональных ресурсных центров, которые проходили в октябре 2004 в Великобритании, были директор Новосибирского ресурсного центра В.И. Гужов и его заместитель О.В. Казанская. Программа поездки была чрезвычайно насыщенной. На первой неделе были предусмотрены ежедневные семинарские занятия (с 9.30 до 17.00, а иногда и до 19.00) в Лондоне с участием преподавателей из различных образовательных организаций, включая специальное подразделение Министерства обороны Великобритании, активно внедряющее электронное обучение в своем ведомстве. На второй неделе были организованы посещения учебных заведений Манчестера, в том или ином виде использующих технологии дистанционного и электронного обучения, среди которых были Открытый университет (Северо-Восточное отделение), Болтонский университет, два колледжа и организации, занимающиеся реализацией образовательных программ для дополнительного профессионального образования.

Семинар «Компетенции и содержание обучения ОДО», ноябрь 2004 г.,
СибАГС. Ведущие семинара (в центре): эксперты Европейской комиссии
Адриан Томас (Великобритания) и Пол Фэнтон (Испания)
 
Основной темой обучающей поездки была организация учебного процесса с применением дистанционных технологий в учебных организациях Великобритании. Были рассмотрены следующие аспекты:
- виды и примеры образовательных программ с применением дистанционных технологий (в высшем, среднем, среднем специальном, дополнительном и начальном профессиональном образовании в Великобритании используются правительственные программы, программы для корпоративных заказчиков, а также программы общественных организаций);
- менеджмент дистанционного и электронного обучения, в том числе поддержка дистанционного обучения (Бизнес-школа Открытого университета), организация работы тьюторов (Открытый университет) и управление ресурсами электронного обучения;
- качество обучения в системе ОДО;
- разработка и доставка ресурсов электронного обучения;
- авторские права в области электронных ресурсов;
- организационная инфраструктура ОДО и электронного обучения в Великобритании, в том числе организации Великобритании, содействующие развитию электронного обучения и партнерства в области электронного обучения в Великобритании и в Европе;
- национальная адаптация электронного обучения;
- тенденции и перспективы развития электронного обучения.
 
На семинаре, посвященном управлению образовательными ресурсами, затрагивались вопросы структуры управления и обмена ресурсами, разработки стратегий подготовки учебных материалов при создании сложной обучающей программы, интеграции ресурсов, а также проблемы рынкаобразовательных услуг и ресурсов электронного обучения. Приводились, в частности, такие данные по объему мирового рынка технологий сопровождения электронного обучения:
- 2002 г. – 200 млн. долларов;
- 2004 г. – 326 млн. долларов;
- 2008 г. – 620 млн. долларов (прогноз).
 
Значительное внимание на семинарах уделялось тенденциям развития электронного обучения, среди которых наиболее важными являются:
- взаимосвязь открытого дистанционного обучения и электронного обучения;
- роль региональных ресурсных центров в развитии дистанционного и электронного обучения;
- необходимость реструктуризации образовательных бюджетов (70% обучения осуществляется неформально, а 80% государственного бюджета Великобритании тратится на формальное обучение);
- обеспечение круглосуточной поддержки обучающихся в режиме on-line (приводился пример: в корпоративном обучении круглосуточную помощь тьюторов и консультантов могут получать 14% обучающихся; по представлениям докладчиков, эта цифра слишком мала);
- ориентация на потребности пользователей с ограниченными возможностями (техническая, технологическая и методическая помощь).

С презентациями всех докладов можно ознакомиться в ресурсном центре в НГТУ.

Ольга Васильевна Казанская,
к.т.н., доцент кафедры вычислительной техники,
заместитель директора ИДО

 
      

Все статьи выпуска:
free space
Компетенция выпускников НГТУ в области информационно-коммуникационных технологий: интервью с деканами НГТУ

Интервью с деканом ФЭН, профессором Ю. М. Сидоркиным

Интервью с деканом ФГО, профессором М. В. Роммом и заместителем декана ФГО А. В. Никоненко

Интервью с деканом ЭМФ, профессором Н. И. Щуровым

Система управления учебными курсами

Программы обучения в рамках проекта DELPHI
О. В. Казанская

О системе повышения квалификации преподавателей НГТУ
Н. Ш. Никитина

Стандарты в электронном обучении
М. Родригес-Иборра

Бесплатные электронные ресурсы: защита авторских прав в системе Creative Commons
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,1 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»