Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 декабрь 2004free space
Информационные ресурсы НГТУ
free spaceСистема управления учебными курсами
free space
В предыдущем выпуске бюллетеня «ИТО» был опубликован материал, посвященный системе управления учебными курсами, появившейся в НГТУ в сентябре 2004 г. (см. выпуск 3). Напомним, что система управления учебными курсами была создана в Институте дистанционного образования НГТУ. Ее идея была подсказана системой курсов открытого доступа, созданной в Массачусетском технологическом институте.
Разработчиком системы управления учебными курсами в НГТУ является Антон Сергеевич Максименко, магистрант кафедры вычислительной техники и инженер-программист ИДО, который начал заниматься этой системой в рамках своей бакалаврской квалификационной работы, а после поступления в магистратуру продолжил дорабатывать и совершенствовать систему, выполняя также обязанности ее администратора.
 
Антон Сергеевич Максименко,
инженер-программист ИДО,
разработчик системы управления учебными курсами
 
До появления этой системы унификацией материалов для учебных курсов, переводом их в нужный формат и размещением курсов на сайте ИДО занимался администратор сайта В.М. Козлов. Система, разработанная А.С. Максименко на основе оригинального технического решения, позволила сделать процесс размещения курсов на сайте интерактивным. Этот же принцип интерактивности был ранее реализован в системе представления учебных материалов, которая была разработана Р.В. Петровым, аспирантом кафедры прикладной математики (см. выпуск 2).
Таким образом, одним из отличий и преимуществ системы управления курсами, используемой в настоящее время на сайте ИДО НГТУ, является то, что преподаватели могут работать с ней самостоятельно, не нуждаясь в помощи системного администратора.
Вашему вниманию предлагаются интервью с преподавателями НГТУ, которые уже разместили в этой системе свои курсы, и результаты анкетирования студентов, для которых эти курсы предназначены.


Преподавателям были заданы следующие вопросы.
 
1. Почему вы решили разместить свои курсы в этой системе?
 
2. Какие преимущества вы видите в использовании этой системы по сравнению с использованием традиционных печатных материалов? Чем эта система удобна для вас?
 
3. Каковы преимущества и недостатки использования системы управления учебными курсами по сравнению с использованием личной веб-страницы?
 
4. С какими трудностями вы сталкивались в процессе размещения курса на сайте и при дальнейшем использовании этой системы?
 
5. Каковы ваши пожелания и предложения по совершенствованию системы?

 
 
Виктор Георгиевич Нечаев,
к.т.н., доцент кафедры оптических информационных технологий:

1. О системе управления курсами я узнал от директора ИДО, профессора нашей кафедры Владимира Ивановича Гужова, который настоятельно рекомендовал мне разместить там свои материалы. До этого я в течение шести лет использовал для размещения своих курсов веб-сайт нашей кафедры.
 
2. Такая организация работы мне больше всего нравится тем, что студенты получают быстрый доступ к материалам, необходимым для изучения курса. Им не нужно идти в библиотеку, стоять в очереди, копировать печатные материалы. Кроме того, сейчас литературы просто мало. Для преподавателя размещение материалов на сайте также очень удобно тем, что освобождается больше времени на общение со студентами, обсуждение вопросов курса, консультации – поскольку исчезает необходимость диктовать вопросы к экзамену, списки литературы и т.д. Очень важной является возможность предоставления в электронном варианте и в свободном доступе информации справочного характера – ссылок на веб-сайты, вопросов к семинарам, лабораторным работам и так далее. Я обычно придерживаюсь такого порядка расположения материала: сначала краткий курс, его основные вопросы, потом подготовительные материалы, далее вопросы и ссылки на рекомендуемые источники.
 
3. Подготовкой материалов к размещению на сайте кафедры занимались преподаватели и сотрудники кафедры, в то время как в системе ИДО эту работу выполнил администратор – я ему просто отдал файлы в формате MS Word. В этом смысле с системой ИДО работать мне было легко. Размещать здесь курсы самостоятельно я пока не пробовал, но возможность делать это независимо от администратора мне очень нравится. Сегодня я размещаю материалы – и уже завтра студенты смогут ими воспользоваться.
4. Предоставление студентам возможности пользоваться ресурсами удаленного доступа связано с некоторыми сложностями. Во-первых, не все материалы можно и нужно размещать на сайте. Например, если выложить на сайте решения задач, то студенты будут просто переписывать ответы! Вторая проблема состоит в том, что легкость доступа к материалам часто создает у студентов иллюзию легкости самого предмета. Они считают, что если лекции выставлены в интернете, то их можно прочитать в любой момент, а занятия при этом можно пропустить. Однако очень часто, прочитав с экрана текст, студент забывает его, едва отойдя от компьютера. Необходимо помнить о том, что это только справочная система; глубины знаний она не дает и проверить степень усвоения информации не может. Традиционные занятия при наличии этой системы отменять нельзя. Третья сложность – время, которое преподавателю необходимо затратить на подготовку материалов для их размещения на сайте. Еще два года назад приходилось создавать материалы в одном формате, потом переводить их в другой формат и только потом выкладывать на сайт; большие трудности вызывали графические объекты; не всегда можно было использовать язык html.
 
5. Любую систему можно улучшать бесконечно… Мне было бы интересно разместить в этой системе мультимедийный курс – мини-фильм. Такие фильмы можно было бы сделать для каждого курса – и вместо того, чтобы рисовать на доске, показывать на пальцах или объяснять с помощью формул, все изучаемые процессы (например, полное внутреннее отторжение в волокне) можно было бы наглядно продемонстрировать студентам в цвете и движении. Самая большая трудность в реализации такого проекта – временные затраты и владение навыками работы с графическими редакторами. Я даже не представляю себе, сколько времени займет создание хотя бы двадцатиминутного фильма. Поэтому мечта пока остается мечтой.
 
 
Яков Семенович Гринберг,
д.ф. - м.н., профессор кафедры прикладной и теоретической физики:

1. Раньше я никогда не размещал своих курсов на сайтах, однако когда я случайно узнал об этой системе управления учебными курсами, то сразу же решил попробовать поместить там свои материалы. Моей основной целью было не дистанционное обучение, а использование данной системы в качестве информационного ресурса. Дело в том, что я преподаю общую физику на первом и втором курсах, и у первокурсников всегда возникают огромные проблемы с литературой – доступ в библиотеку они получают только приблизительно через месяц после поступления в университет, им приходится долго стоять в очереди, методических материалов на всех не хватает и т.д. Вследствие этого организовать учебный процесс в первый месяц семестра очень трудно. Необходимо было решать эту проблему.
 
2. Материалы, которые я разместил в системе управления учебными курсами, представляют собой электронную версию печатных материалов, необходимых для курса общей физики – типовые задания, лабораторные работы и т.д. У печатных материалов есть несколько очень серьезных недостатков.
Во-первых, публикация пособия или методических указаний требует очень много времени. Во-вторых, в печатные материалы невозможно внести изменения. В-третьих, литературы нашим студентам катастрофически не хватает, поскольку из ста заказанных экземпляров на абонемент библиотеки НГТУ попадает только около двадцати, а в читальный зал – не больше четырех (остальные экземпляры подлежат обязательной рассылке в другие библиотеки). Преимущества системы управления курсами по сравнению с традиционными ресурсами огромны: преподаватель сам может поместить текст на сайте в любое удобное для него время; изменения в материалы курса вносятся очень оперативно; наконец, материалы, размещенные в этой системе, доступны каждому студенту НГТУ.
 
3. Сейчас у нас на кафедре разрабатывается свой веб-сайт. Когда он будет готов, я, скорее всего, размещу там свои материалы, ведь чем больше источников информации у студента, тем лучше, но от использования системы управления курсами на сайте ИДО не откажусь, она мне нравится своей надежностью и доступностью, а главное – интерактивностью. Конечно, когда материалы в системе размещал администратор, это тоже было удобно, но динамичный сайт предоставляет преподавателю бóльшую независимость. Ведь администратор может быть перегружен работой, может уехать в командировку и т.д.
 
4. Никаких трудностей не возникло. Я был приятно удивлен тем, что мне не пришлось переводить свои файлы в какой-то особый формат. Материалы одного из моих курсов разместил в системе администратор, а второй курс я размещал сам из дома в режиме он-лайн, поскольку к этому времени сайт уже был интерактивным. Трудности с размещением курсов в этой системе могут возникнуть у тех преподавателей, у которых нет никаких разработок в электронном формате, поскольку им необходимо будет делать всю работу с самого начала. Если же у преподавателей есть доступ к компьютеру и уже готовы какие-либо материалы хотя бы в формате Microsoft Word, как у преподавателей нашей кафедры, то работа с системой управления курсами не будет представлять для них больших сложностей. Главное, чтобы преподаватель испытывал необходимость в использовании этих новых технологий.
 
5. Особых пожеланий по усовершенствованию данной системы у меня пока нет, поскольку я начал с ней работать совсем недавно и, видимо, еще не использовал все ее возможности. Хотелось бы отметить, что эта система была создана и введена в эксплуатацию очень быстро. Очень важно также, что она открыта для всех преподавателей НГТУ. Мне очень понравилось с ней работать. Спасибо разработчикам этой системы за предоставленную возможность оптимизации учебного процесса!
 
Надежда Шагабановна Никитина,
к.т.н., доцент кафедры экономической информатики, декан ФПК:
 
1. У меня много учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельной работы студентов, которые постоянно обновляются. Разместить их в системе управления учебными курсами можно очень быстро; для этого достаточно элементарных навыков в области ИКТ.
 
2. Преимуществ у системы много: оперативность, возможность корректировки материалов, динамичность обновления.
 
4. Никаких трудностей не возникало. Все мои замечания, которые появлялись на этапе размещения материалов, очень быстро учитывались разработчиками системы. Спасибо!
 
5. Уже в таком виде можно работать комфортно. Далее следовало бы обсудить вопрос об иерархической структуре меню курса. Сейчас структура линейная; при большом количестве разнообразного материала она представляет собой длинную необозримую цепочку, с которой трудно работать.
 
СТУДЕНТЫ

Сотрудники бюллетеня провели опрос среди студентов НГТУ с целью выяснить их мнение о системе управления учебными курсами, размещенной на сайте ИДО. В опросе приняли участие только те студенты, для которых предназначались учебные курсы, размещенные в этой системе (всего 77 человек). Студенты отвечали на следующие вопросы:
 
Пользуетесь ли Вы учебными материалами на сайте ИДО? Почему?
 
Какие изменения Вы могли бы предложить для того, чтобы пользоваться электронными материалами сайта ИДО было удобнее?
 
Результаты анкетирования показали, что около половины опрошенных студентов не знают о том, что на сайте ИДО размещены материалы курсов, а еще несколько студентов не пользуются этим ресурсом, поскольку печатный вариант материалов для них привычнее. Остальные респонденты пользуются материалами на сайте в основном потому, что это позволяет экономить время. Большинство студентов (около 80%) считают, что такая система управления курсами необходима, а для повышения ее эффективности требуется увеличить количество материалов на сайте, создать единую систему электронных ресурсов для всего НГТУ, предоставить возможность поиска по этим ресурсам и более активно информировать студентов НГТУ о существовании этой системы.
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Компетенция выпускников НГТУ в области информационно-коммуникационных технологий: интервью с деканами НГТУ

Интервью с деканом ФЭН, профессором Ю. М. Сидоркиным

Интервью с деканом ФГО, профессором М. В. Роммом и заместителем декана ФГО А. В. Никоненко

Интервью с деканом ЭМФ, профессором Н. И. Щуровым

Система управления учебными курсами

Программы обучения в рамках проекта DELPHI
О. В. Казанская

О системе повышения квалификации преподавателей НГТУ
Н. Ш. Никитина

Стандарты в электронном обучении
М. Родригес-Иборра

Бесплатные электронные ресурсы: защита авторских прав в системе Creative Commons
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,1 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»