Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 декабрь 2006free space
Информационные ресурсы Ассоциации
free spaceДистанционное повышение квалификации преподавателей в рамках Ассоциации «Сибирский открытый университет»
free space

В рамках инновационной образовательной программы Томский государственный университет реализует ряд программ повышения квалификации преподавателей в очной и дистанционной форме. По одной из дистанционных программ — «Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе вуза» — прошли обучение десять преподавателей и сотрудников Новосибирского государственного технического университета.

Программа была разработана и реализована Научно-образовательным центром «Институт инноваций в образовании» ТГУ. С участниками программы работали тьютор Е. В. Рыльцева и преподаватели — Е. А. Суханова, к.п.н., зам. директора Института инноваций в образовании, доцент кафедры управления образованием ТГУ; Ж. В. Волкова, научный сотрудник Института инноваций в образовании ТГУ; В. Ю. Соколов, к.ист.н., доцент кафедры современной отечественной истории ТГУ; Е. В. Григоренко, зам. директора начальной школы — детского сада «Монтессори»; И. Ю. Малкова, к.пед.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии ТГУ.

Организационную и техническую поддержку курса осуществлял Институт дистанционного образования ТГУ (директор — Г. В. Можаева, к.ист.н., зав. кафедрой гуманитарной информатики философского факультета, член-корреспондент Международной академии информатизации).

Обучение по курсу «Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе вуза» проходило с 6 ноября по 15 декабря 2006 г. Слушатели курса познакомились с такими образовательными технологиями как дебаты, формирование критического мышления через чтение и письмо, кейс-стади, метод проектов и портфолио. Кроме того, в курсе рассматривались вопросы, связанные  c практическим применением данных технологий в вузе.

Учебный процесс был организован следующим образом. После регистрации на сайте ИДО ТГУ и официального оформления документов слушатели курса обсудили организационные вопросы с тьютором, в частности, согласовали расписание занятий и уточнили формат взаимодействия с преподавателями. Затем началось обучение, в котором использовались различные дистанционные технологии (видеолекции в режиме онлайн, просмотр видеозаписей уроков, видеоконференции), средства электронной коммуникации (форум, электронная почта) и электронные ресурсы (документы MS Word, электронные презентации MS PowerPoint, видеофильмы). В НГТУ видеоконференции проходили в компьютерном центре ИДО, техническую поддержку конференций обеспечивал инженер-программист ИДО М. Н. Киселев. Часть учебно-методических ресурсов размещалась в виртуальной обучающей среде ИДО ТГУ; некоторые ресурсы высылались по электронной почте; остальные передавались через ftp-сервер. В конце курса слушатели выполнили групповые проекты, которые заключались в разработке занятия по одной из образовательных технологий, рассмотренных в рамках программы. На последней видеоконференции было организовано обсуждение выполненных проектов и подведены итоги обучения.



Видеоконференция в рамках программы
«Современные образовательные технологии»

Всем слушателям курса будут выданы свидетельства о краткосрочном повышении квалификации.

Данный курс был, безусловно, очень полезным и интересным. Во-первых, слушатели не только познакомились с некоторыми из основных современных образовательных технологий, но и обсудили вопросы, связанные с эффективностью их применения в вузе. Во-вторых, обучение велось с применением дистанционных технологий, благодаря чему преподаватели и сотрудники НГТУ смогли оценить достоинства и недостатки различных форматов дистанционного обучения с точки зрения учащегося. Таким образом, данная программа предоставила слушателям возможность развить компетенции в таких сферах как работа в команде и взаимодействие в дистанционном режиме.

Несомненным преимуществом программы было обучение без отрыва от работы — безусловно, дистанционная форма приемлема и эффективна для преподавателей, которые в силу своей занятости не могут участвовать в традиционных программах повышения квалификации. Программа также отличалась высоким качеством методических материалов и занятий в режиме онлайн, которое компенсировало недостаток непосредственного взаимодействия с преподавателем.

Ольга Николаевна Протасова,
доцент кафедры технологии
и организации пищевых производств,
с.н.с. Института дистанционного
образования НГТУ

 

 

Комментарий
Н. Ш. Никитиной, декана факультета повышения
квалификации НГТУ:

Одновременное обучение группы («команды») преподавателей, в том числе в дистанционном режиме, является перспективной и, безусловно, более результативной формой повышения квалификации. Одним из условий ее применения является потребность кафедр, факультетов в выполнении комплексной работы командой преподавателей для подразделения, специальности, цикла или блока взаимосвязанных дисциплин. Такие общие интересы, пересекающиеся с программами повышения квалификации ФПКП, могут быть связаны, например, со следующими задачами: проектированием образовательной программы (курса); разработкой комплекта учебно-методических материалов, в том числе электронных; самоанализом и самооценкой деятельности (для преподавателей); оцениванием качества компонентов учебного процесса по направлению подготовки (специальности) и др. Важное и необходимое условие для организации повышения квалификации в такой форме — наличие адекватных методик обучения, полного качественного комплекта учебно-методических материалов по курсу и адекватной системы технологической поддержки, которая позволит управлять процессом повышения квалификации преподавателей с применением дистанционных, электронных и комбинированных технологий. Думаю, что ФПКП НГТУ мог бы успешно использовать такую форму обучения преподавателей совместно с Институтом дистанционного образования, но для этого необходима стимулирующая политика в области повышения квалификации как часть кадровой политики университета.

 

От редакции
Опыт обучения преподавателей и сотрудников НГТУ по дистанционной программе ТГУ дает представление о возможностях взаимодействия учебных заведений — членов Ассоциации «Сибирский открытый университет» в сфере повышения квалификации преподавателей. Дистанционное обучение команд преподавателей в разных вузах Ассоциации может быть одним из наиболее эффективных способов обмена знаниями и опытом между представителями разных образовательных учреждений и развития единой информационной образовательной среды региона.

 
Все статьи выпуска:
free space
Программы заседаний Координационного совета НГТУ

Эффективность телекоммуникационной и вычислительной сети НГТУ
B.М. Зыбарев, О.В. Казанская

Опыт работы информационно-технической службы факультета энергетики НГТУ
Ю.М. Сидоркин
С.С. Шевченко

Портал НГТУ
М.А. Бовтенко

Регистрация электронных изданий сотрудников НГТУ
в Научно-техническом центре «Информрегистр»

Интервью с Н.Ш. Никитиной, Э.И. Кропотовой,
О.А. Винниковой

Научно-образовательные ресурсы ТГУ
Я.А. Кузнецова

Дистанционное повышение квалификации преподавателей в рамках Ассоциации «Сибирский открытый университет»
О.Н. Протасова

Национальный корпус русского языка
По материалам веб-сайта Национального корпуса русского языка

Эффективная электронная коммуникация
(электронная почта)

М. А. Бовтенко, Н. А. Кочетурова

Полная версия выпуска
Скачать (825,11 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»