Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 декабрь 2006free space
Информационные ресурсы НГТУ
free spaceОпыт работы информационно-технической службы факультета энергетики НГТУ
free space

Цели создания службы

До появления Информационно-технической службы работа телекоммуникационной сети факультета энергетики была организована по следующей схеме. У каждой кафедры была своя локальная сеть, подключение которой к общей сети факультета осуществлялось через сервер кафедры, выполнявший функции файл-сервера, маршрутизатора, прокси-сервера, почтового сервера и т.д. Управление сетью и сервером подразделения доверялось лаборанту кафедры — как правило, студенту. Сеть же факультета включала в себя сервер, соединявший факультет с сетью университета, и линии от этого сервера до серверов кафедр. Поддержкой этой сети занимался один из сотрудников факультета.

У такой схемы было много недостатков:

1. Студенты, выполнявшие обязанности администраторов сетей подразделений, как правило, не обладали достаточными навыками и знаниями и не могли развивать и поддерживать сеть.

2. Закончив обучение в университете, студент увольнялся с кафедры, а принятый на его место новый сотрудник не имел представления о текущем состоянии локальной сети, что порой приводило к временной парализации работы сети.

3. Информация на серверах подразделений дублировалась, поскольку на них хранились фактически одни и те же файлы: компьютерные программы, учебные материалы, данные пользователей-студентов.

4. Разбиение сети на подсети происходило неэффективно.

5. По разным причинам (из-за низкой квалификации или лености администраторов, отсутствия средств на дополнительное оборудование) не производилось резервное копирование данных, что иногда приводило к потере информации.

6. Перейдя из одного терминального класса в другой, студенты уже не могли получить доступ к своим данным, несмотря на то, что все серверы были физически соединены между собой.

7. Любые изменения в сети были трудоемкими и занимали много времени, поскольку требовали согласования работы с руководителями всех подразделений и координации действий лаборантов различных кафедр.

Для устранения этих и других проблем и создания эффективной управляемой сети руководством факультета энергетики было принято решение о создании информационно-технической службы факультета. Новая служба должна была решить следующие задачи:

1. Передать управление сетью факультета сотрудникам, обладающим достаточной квалификацией.

2. Минимизировать затраты на сетевое оборудование.

3. Создать эффективную систему управления сетью, позволяющую в короткое время устранять неполадки.

4. Обеспечить возможность быстро и успешно внедрять новые сервисы и развивать сеть.

Организация работы

Информационно-техническая служба ФЭН была создана в сентябре 2006 года. В штат службы входят три сотрудника, работа которых организована следующим образом. Один из сотрудников является руководителем службы и координирует ее деятельность. Двое других специалистов дежурят по полдня, решая текущие проблемы пользователей. Поскольку это занимает только половину рабочего дня каждого из двух сотрудников, у них остается время для выполнения и других задач, то есть для развития сети. Каждый из сотрудников службы, помимо базового набора знаний, владеет специальными знаниями и умениями в более узком направлении, связанном с программным или аппаратным обеспечением. Оплата труда сотрудников службы осуществляется из внебюджетных средств ФЭН.

Техническое обеспечение

В качестве средств управления сетью были выбраны комплексные решения на базе продуктов компании Novell, которые позволяют решать широкий круг задач и обладают чрезвычайно высокой надежностью.

Результаты

За три месяца существования службы ее сотрудниками была проделана большая работа.

Во-первых, была изменена структура сети. Вместо большого количества мелких подсетей была организована единая сеть факультета, позволяющая легко переносить оборудование, отслеживать процессы внутри сети, выявлять нарушителей и т.п. Все рабочие места были настроены таким образом, чтобы ими можно было  управлять удаленно, в результате чего повысилась скорость устранения неполадок.

Во-вторых, уменьшились затраты на сетевое оборудование — за счет сокращения количества серверов подразделений и установки четырех серверов факультета. Эти же серверы теперь обслуживают электромеханический факультет и другие подразделения II корпуса НГТУ.

В-третьих, для хранения пользовательских данных стало использоваться единое дисковое пространство, что позволило избежать дублирования данных. Кроме того, теперь студенты, приходя работать в любой терминальный класс факультета, получают доступ ко всем необходимым программным средствам и всем своим файлам.

В-четвертых, была создана единая, легко управляемая база пользователей и оборудования, связанная со всеми сервисами, что сделало работу  пользователей и администраторов сети более комфортной. К примеру, теперь для выхода в интернет, работы в сети, доступа к почтовому ящику не нужно вводить отдельные пароли — вход в сеть подключает все доступные пользователю сервисы автоматически.

Кроме того, в сети факультета начали интенсивно автоматизироваться все возможные операции, что позволило существенно сократить время на их выполнение. Например, установка новых рабочих станций (загрузка необходимого программного обеспечения на новые компьютеры, подключаемые к сети) осуществляется из общего образа диска по сети. Добавление новых пользователей, в частности студентов первого курса, а также отслеживание изменений студенческого состава происходит автоматически через систему «Деканат».

Наконец, сотрудники службы составили полную документацию по сети факультета и наладили схему взаимодействия администраторов сети с пользователями.

Таким образом, централизация управления сетью факультета — ликвидация промежуточных звеньев в виде лаборантов подразделений — дала Информационно-технической службе возможность более гибко координировать и оптимизировать работу сети.

 

 Юрий Михайлович Сидоркин,
декан факультета энергетики НГТУ

 

 

 

 Станислав Сергеевич Шевченко,
ассистент кафедры техники и электрофизики
высоких напряжений НГТУ,
руководитель Информационно-технической
службы ФЭН НГТУ

 

 

От редакции:
Сегодня задачей технических служб, занимающихся поддержкой телекоммуникационных сетей образовательных учреждений, является обеспечение бесперебойной работы техники и программных продуктов в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Опыт работы недавно созданной, но активно развивающейся Информационно-технической службы ФЭН может, на наш взгляд, успешно использоваться и в других подразделениях НГТУ, а также в других вузах.

 


Комментарий Р. В. Петрова,
инженера-математика факультета прикладной математики и информатики НГТУ, руководителя службы системных администраторов терминальных классов факультета

На ФПМИ ситуация с телекоммуникационной сетью с самого начала была другой. Наш факультет территориально расположен на одном этаже, а именно в левом крыле второго этажа I корпуса, поэтому объединить серверы и компьютеры кафедр и терминальных классов в сеть здесь было намного проще, чем на других факультетах, что и было сделано более десяти лет назад. В то же время две кафедры ФПМИ, расположенные на других этажах корпуса, к этой сети не подключены: у них свои серверы и своя сеть.

На факультете учится около 850 студентов и работает примерно 100 преподавателей и аспирантов. У каждого из них есть индивидуальный логин и пароль для доступа к различным сервисам. При этом для учета пользователей сети в целом и пользователей интернета у нас ведутся две разных базы данных, что позволяет пользователям при необходимости (и по согласованию друг с другом) перераспределять трафик. Кроме того, для выполнения лабораторных работ на занятиях студентам выдается 400 так называемых «бригадных логинов», то есть во время лабораторных работ студентам предоставляется возможность работать за компьютером вне зависимости от того, оплатили они дополнительные образовательные услуги или нет.

Сеть факультета, включающую в себя компьютеры четырех терминальных классов, поддерживают восемь системных администраторов: с 8:30 до 18:30 дежурят два сотрудника, с 18:30 до 21:30 работает один человек.

Такая схема работы сети на данный момент представляется нам оптимальной, поскольку позволяет контролировать все необходимые аспекты ее функционирования.

 
Все статьи выпуска:
free space
Программы заседаний Координационного совета НГТУ

Эффективность телекоммуникационной и вычислительной сети НГТУ
B.М. Зыбарев, О.В. Казанская

Опыт работы информационно-технической службы факультета энергетики НГТУ
Ю.М. Сидоркин
С.С. Шевченко

Портал НГТУ
М.А. Бовтенко

Регистрация электронных изданий сотрудников НГТУ
в Научно-техническом центре «Информрегистр»

Интервью с Н.Ш. Никитиной, Э.И. Кропотовой,
О.А. Винниковой

Научно-образовательные ресурсы ТГУ
Я.А. Кузнецова

Дистанционное повышение квалификации преподавателей в рамках Ассоциации «Сибирский открытый университет»
О.Н. Протасова

Национальный корпус русского языка
По материалам веб-сайта Национального корпуса русского языка

Эффективная электронная коммуникация
(электронная почта)

М. А. Бовтенко, Н. А. Кочетурова

Полная версия выпуска
Скачать (825,11 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»