Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 2 май 2005free space
Информационные образовательные технологии
free spaceИнформационно-коммуникационная компетенция преподавателей: результаты анкетирования
free space
В феврале-марте текущего года научно-методический центр совместно с институтом дистанционного образования НГТУ провел исследование уровня информационно-коммуникационной компетенции профессорско-преподавательского состава (ППС) нашего университета. Проведение такого исследования было продиктовано необходимостью разработки программы повышения квалификации преподавателей в области ИКТ в условиях формирования информационно-образовательной среды университета.
 
Для исследования была разработана анкета, призванная выяснить, какими навыками работы с персональным компьютером владеют преподаватели нашего университета.
Все навыки были разделены на два уровня. Первый, или базовый, уровень включал навыки работы с пакетом программ Mi­crosoft Office (Word, Excel, PowerPoint и др.), а также навыки использования интернета и электронной почты.
 
Ко второму уровню были отнесены навыки использования графических редакторов, пакетов общеинженерной подготовки (MathCad, MatLab, Statistica и пр.) и других программ, ориентированных на специфику образовательной деятельности кафедр. Особое внимание при анализе анкет обращалось на наличие у преподавателей персональных служебных адресов электронной почты, без которых невозможна успешная профессиональная и корпоративная коммуникация и организация полноценного учебного процесса, а также на наличие веб-страниц преподавателей. При этом веб-страницы не обязательно должны были быть личными — в анкете можно было указать адрес веб-страницы, на которой размещены учебно-методические материалы по читаемым курсам.
 
Из 78 кафедр НГТУ в анкетировании приняли участие 70; общее количество опрошенных преподавателей составило 1115 человек. 8 кафедр, к сожалению, на вопросы анкеты отвечать не стали. Анализ полученных результатов позволил несколько иначе определить уровни информационно-коммуникационной компетенции ППС университета, а именно:
минимально допустимый, включающий навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word и интернетом (либо электронной почтой;
базовый, включающий навыки работы с тремя программами пакета Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), интернетом и электронной почтой;
профессиональный уровень, который предполагает владение навыками квалифицированного пользователя и использования программных средств по профилю кафедры.
 
В соответствии с представленными данными минимально допустимый уровень владения информационными технологиями имеют около 77% профессорско-преподавательского состава НГТУ, базовым уровнем владеет приблизительно половина преподавателей, и лишь 33% профессионально используют ИКТ в преподавательской деятельности. Необходимо отметить, что около 9% преподавателей вообще не умеют пользоваться компьютером, а 14% умеют работать либо с какойнибудь одной программой пакета Microsoft Office, либо с интернетом. Только около 14% из всех опрошенных преподавателей имеют служебные адреса электронной почты и лишь 4,3% – личные вебстраницы, на которых размещены электронные учебно-методические материалы.
 
Не менее важным для формирования информационной образовательной среды университета является повышение общего и профессионального уровня использования преподавателями информационно-коммуникационных технологий. Для решения этой проблемы на ФПК НГТУ разработана многоуровневая программа курсов повышения квалификации преподавателей в области ИКТ. В этом семестре организовано многоуровневое обучение заведующих кафедрами и деканов, со следующего семестра многоуровневые программы обучения будут предложены преподавателям. Для оказания помощи разработчикам электронных учебных ресурсов в научно-методическом центре создана группа поддержки авторов электронных учебнометодических материалов (подробнее об этом см. на стр. 20 настоящего выпуска). Кроме того, совместно с ИДО НГТУ научно-методический центр разработал многоуровневую программу семинаров по обмену опытом использования ИКТ в учебном процессе. Материалы первого семинара представлены на стр. 1214 настоящего выпуска.
 
Научно-методический центр благодарит всех, кто принял участие в проведенном анкетировании и выражает надежду на то, что комплексное решение проблем поддержки преподавателей в освоении ИКТ будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава и качества обучения в университете.
 
Елена Алексеевна Зима,
к. т. н., доцент,
директор НМЦ
 
 
 
Все статьи выпуска:
free space
Направления работы Координационного совета НГТУ в 2005 году
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканами НГТУ: информационно-образовательная среда университета и его подразделений
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканом ФПМИ, профессором Б. Ю. Лемешко

Интервью с продеканом АВТФ, профессором В. М. Зыбаревым

Интервью с деканом РЭФ, профессором В. А. Гридчиным

Лекции с использованием презентаций MS PowerPoint
Т. Е. Зима

Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией
О. В. Андрюшкова

Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения
Н. Ш. Никитина

Новые информационные технологии для учебных лабораторий
Е. Д. Баран

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей: результаты анкетирования
Е. А. Зима

О программе ФПК НГТУ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
М. А. Бовтенко, Н. Ш. Никитина

Группа поддержки авторов электронных учебно-методических материалов

Опыт электронного обучения в проекте Европейского Союза
О. Н. Протасова

Начинающим пользователям: полнотекстовые базы данных ГПНТБ СО РАН
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,46 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»