Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 2 май 2005free space
Информационные образовательные технологии
free spaceИнтервью с деканом ФПМИ, профессором Б. Ю. Лемешко
free space
Как бы Вы охарактеризовали информационно-образовательную среду (ИОС) вашего факультета?
 
Специфика нашего факультета в том, что мы готовим профессионалов в области прикладной математики и информатики, которые должны обладать фундаментальными знаниями в области математики и владеть навыками разработки и использования специального программного обеспечения для прикладных исследований в различных областях. Сейчас студенты получают достаточно большой объем знаний с помощью математического моделирования реальных процессов, и эта тенденция характерна для большинства прикладных областей. А создание наукоемкого программного обеспечения невозможно без хорошего математического фундамента. С другой стороны, информационные технологии, информационные системы все шире входят во все сферы нашей повседневной жизни и деятельности. Растут объемы информации, которые приходится учитывать при принятии решений; накапливаются громадные объемы данных, из которых необходимо извлекать скрытые закономерности.
 
Поэтому информационные технологии имеют для нас огромное значение. У студентов уже на первом курсе треть дисциплин связана с вычислительной техникой, а к пятому курсу практически ни один предмет не обходится без использования информационных технологий.
 
Лет 2025 назад, когда доступ к вычислительной технике был достаточно ограничен и в учебном процессе, и в научных исследованиях, знаний в сфере информационных компьютерных технологий у преподавателя было на порядок больше, чем у студента.
 
А сейчас многие студенты старшекурсники владеют многими прикладными информационными технологиями лучше, чем “среднеарифметический” преподаватель. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, каждый преподаватель специализируется в определенной области и, чтобы быть на уровне, чтобы иметь возможность дать студенту глубокие знания, он не должен «разбрасываться». Во-вторых, определенное значение имеют возрастные особенности – чем моложе человек, тем проще ему приспосабливаться к высокой скорости постоянных изменений в сфере информационных технологий, проще воспринимать новую информацию. Область профессионального программирования − это удел молодых. Еще один важный фактор – степень интегрированности человека в современную информационную среду. Многие нынешние студенты знакомы с компьютером с начальной школы или даже с детского сада, поэтому они очень естественно используют ИКТ и в практической деятельности, и в повседневной жизни. А у преподавателя освоение специального программного обеспечения в силу возрастных особенностей, в силу загруженности, в силу привычки к традиционным средствам обучения и носителям информации может потребовать серьезных усилий. Сейчас рынок компьютерных технологий в России и в мире достиг гигантских размеров; программное обеспечение все время меняется, появляются все новые программы – как прикладного характера, так и предназначенные для учебного процесса или научных исследований. Более того, процесс обновления компьютерной техники и программного обеспечения ускоряется. Работа с каждой из программ требует знаний и практических навыков.
 
Поэтому трудно представить себе, чтобы какой-либо преподаватель был одинаково компетентен во всех этих технологиях.
 
Например, в системе управления качеством, которая сейчас внедряется в НГТУ, требований к компетенции преподавателя в сфере ИКТ достаточно много, и если преподаватель будет стараться им всем соответствовать, ему, возможно, будет некогда совершенствовать содержательную сторону своего предмета. При этом навыки в области ИКТ, которые имеются у наших преподавателей на сегодняшний день, у меня никаких претензий и опасений не вызывают; я считаю, что они работают на хорошем уровне.
 
Со студентами наблюдается иная ситуация. К третьему курсу, как правило, они получают такой уровень знаний в сфере компьютерных технологий, что некоторым кажется, будто они уже умеют делать все, что им может понадобиться в практической деятельности. В силу этого, а также по другим причинам, очень многие студенты устраиваются на работу. Конечно, для них имеет большое значение возможность заниматься практической деятельностью в области специализации и получать за это достаточно высокую заработную плату. Однако при этом студенты порой совершенно забывают про учебный процесс.
 
Кроме того, в студенческой среде бытует мнение, что в области ИКТ можно успешно работать, обладая знаниями только в области самих технологий. При этом они не учитывают, что создание самих технологий требует фундаментальных знаний.
 
Однако с течением времени приходит понимание того, что информационные технологии — необходимый, но далеко не единственный и не главный компонент общей компетенции специалиста по прикладной математике и информатике. Компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, особенно зарубежные фирмы, явно отдают предпочтение специалистам, которые наряду с информационными технологиями владеют фундаментальными знаниями в области прикладной математики, в особенности специалистам, которые занимались научной работой и защитили кандидатские диссертации. И эта тенденция не осталась незамеченной нашими студентами.
 
Что касается технической оснащенности нашего факультета, то в целом она на достаточно высоком уровне: у нас есть должным образом оборудованные терминальные классы, есть три мультимедийных проектора и т.д. Если еще в конце 90х годов с техникой были определенные проблемы, то сейчас мы отслеживаем уровень аппаратного обеспечения, программного обеспечения и имеем возможность каждый год обновлять один из наших четырех терминальных классов. Есть проблемы с использованием мультимедийных проекторов в учебном процессе вне терминальных классов, поскольку приспособленных к этому помещений на факультете нет. Однако в ближайшее время университет планирует отремонтировать аудитории I402 и I426, где будет предусмотрено необходимое затемнение.
 
Гораздо проблематичнее не материально-финансовый, а психологический аспект использования информационных технологий в учебном процессе.
 
Лабораторные работы по всем курсам, выполнение курсовых проектов, выпускных и дипломных работ, исследования по темам магистерских диссертаций уже давно неразрывно связаны с информационными технологиями, с вычислительной техникой. Поэтому речь сейчас идет только об использовании ИКТ при проведении лекционных и семинарских занятий.
 
При использовании технических средств скорость подачи материала возрастает примерно в два с половиной раза. Из-за этого возникает необходимость предоставлять студентам материалы лекций заранее в электронном или печатном виде. А это палка о двух концах. С одной стороны, меняется характер изложения материала, появляется дополнительный доступный источник информации, возможность глубже освоить материал. С другой стороны, у студента (как правило, не лучшего) появляется возможность игнорировать лекции, рассчитывая на самостоятельное освоение курса, или возникает соблазн сдавать экзамен или зачет по шпаргалкам, приготовленным из материалов, предоставленных преподавателем. Безусловно, это зависит от возможностей и способностей студента: самые успевающие и прочитают материалы, и посетят лекции, и уточнят неясные моменты, а самые безразличные не воспользуются ничем. В «старых» технологиях тоже много хорошего. При использовании традиционных мела и доски между студентами и преподавателем часто возникает диалог, живое обсуждение и общение. Надо, чтобы с приходом новых технологий это не ушло безвозвратно.
 
Каковы основные направления развития ИОС на вашем факультете?
 
ИОС постоянно меняется; и основная наша задача – следить за скоростью и направлениями ее изменений и развиваться соответствующим образом с точки зрения и технической оснащенности, содержания и методов обучения.
 
В сфере информационных технологий (кроме тех областей, где мы являемся бесспорными лидерами) мы, к сожалению, всегда находимся в положении догоняющего: и технику, и системное программное обеспечение приходится приобретать не у отечественных, а у зарубежных производителей.
 
Одна из наших задач – постоянное отслеживание новой информации, поскольку в области ИКТ она устаревает очень быстро, и оперативное донесение этой информации до студентов. Дисциплины, связанные с информационными технологиями, не могут читаться без ежегодного обновления. Курсы постоянно обновляются, и издание учебных пособий по ним проблематично: пока они выйдут из печати, часть материала уже устареет. Поэтому единственный вариант — это электронные обновляемые версии и обеспечение доступа к ним студентов. На мой взгляд, основным средством для этого могут служить веб-сайты подразделений и личные страницы преподавателей. У них должен быть очень простой дизайн и простая структура, которая включала бы информацию для студентов и для внешних пользователей. В обновлении информации на странице непосредственно заинтересован и преподаватель, и студент. Объединение этих страниц может быть более эффективным, чем создание какого-то более фундаментального информационного ресурса, где оперативное обновление информации осуществить чрезвычайно сложно. Сейчас вебсайты или вебсайты у большинства наших подразделений и сотрудников уже есть, но их развитие и объединение идет медленнее, чем хотелось бы.
 
Каким образом работа, которая ведется на ФПМИ, способствует развитию ИОС университета?
 
Информационно-образовательная среда университета складывается из того, что делается на факультетах кафедрами и отдельными преподавателями. Сделанное каждым преподавателем совершенствует эту среду.
 
Один из основных наших проектов на уровне университета – разработка системы «Деканат», которую ведут наши преподаватели, студенты и магистранты. Руководит работой заместитель декана ФПМИ, доцент кафедры ПСиБД Владимир Михайлович Стасышин. Реализация таких масштабных проектов требует опыта, специальных знаний, знаний предметной области и кропотливого труда и связана с определенными трудностями.
 
Если говорить непосредственно о программировании при создании таких информационных систем, то не секрет, что здесь молодые специалисты (20 – 35 лет) оказываются намного эффективнее, чем люди более старшего возраста: ведь в этот процесс надо погрузиться полностью.
 
Кстати, несмотря на то, что мы готовим специалистов в области информационных технологий, проблема молодых кадров в области информационных технологий на факультете и в целом по университету существует. Молодые специалисты с большим трудом закрепляются в университете, и удержать их чрезвычайно сложно. На кафедрах остаются только те, кто решает всецело посвятить себя науке, а остальные уходят, в том числе из-за относительно низкой заработной платы.
 
Каковы планы и перспективы вашего факультета, связанные с развитием ИОС университета?
 
В масштабах университета в области ИКТ сейчас есть несколько основных проблем.
 
Одной из них является кадровая проблема. Другая проблема – авторские права на электронные ресурсы и их защита. Преподавателю очень обидно, если, представьте, он вкладывает в какую-то разработку огромный труд, а кто-то ставит потом под ней свою фамилию и выдает за свою работу, не ссылаясь на автора. А с электронными ресурсами это сделать намного проще, чем с печатными.
 
Хотелось бы отметить необходимость увеличения в сети университета количества именно образовательных ресурсов с включением научных результатов, полученных в различных областях, поскольку в интернете в целом учебные и информационные ресурсы составляют всего около 2% всех материалов, и их недостаток необходимо восполнять. Конечно, наш факультет готов принимать активное участие в общеуниверситетских проектах в этих сферах.
 
Устраивает ли Вас уровень пользовательских навыков студентов вашего факультета?
 
Безусловно. У нас, скорее, существует обратная проблема – иногда студенты слишком увлекаются внешним оформлением и не уделяют должного внимания содержанию. Это ведь сильно зависит от характера человека – один сделает мало, но распишет свои результаты всеми красками, а другой сделает очень много, но не будет акцентировать на этом внимание. А вообще уровень пользовательских навыков наших студентов сильно зависит от технических возможностей факультета. Как только появляются новые технологии и возможность их использовать в наших терминальных классах, студенты осваивают их и применяют в учебном процессе. Если еще несколько лет назад при защите дипломных работ использовались «прозрачки», то в течение двух последних лет практически ни одна защита какой-либо работы, ни одна конференция или семинар не проходит у нас без использования мультимедийного проектора. При этом студенты выбирают для подготовки иллюстративных материалов именно ту программу, которая, как им кажется, позволяет представить их информацию наиболее наглядно – это может быть MS Word, MS PowerPoint, Acrobat Reader и т.д.
 
Устраивает ли вас качество преподавания курса информатики на ФПМИ?
 
Да, вполне устраивает. Хорошее качество преподавания информатики у нас подтверждается и уровнем дипломных работ студентов, и их победами на олимпиадах по программированию. Учебный план построен таким образом, что специальные программные продукты на ФПМИ студенты изучают под руководством преподавателей примерно со второго-третьего курса, когда у них уже есть необходимый для работы с этими программами объем знаний в области математики. Что же касается прикладных программ, то многие из них студенты осваивают самостоятельно, без помощи преподавателя – им просто необходимо подсказать, с использованием какой системы решить задачу или провести исследование, с помощью какой программы лучше оформить тот или иной материал. К тому же, на пятом курсе у нас проводятся факультативы по использованию на продвинутом уровне различных специальных инструментальных средств.
 
Каково Ваше мнение об общем уровне компетенции студентов НГТУ в области ИКТ?
 
Мне достаточно сложно ответить на этот вопрос, но, поскольку наш университет называется техническим, полагаю, что студенты всех факультетов НГТУ уже на первом курсе начинают болееменее хорошо владеть компьютером и использовать его в качестве инструмента для выполнения учебных заданий и проведения исследований.
 
Нужно ли, с Вашей точки зрения, вносить в процесс обучения информатике в НГТУ какиелибо изменения, например, разрабатывать определенные стандарты для университета в целом?
 
С одной стороны, для каждой специальности есть государственные стандарты — ГОСы, в которых прописаны все дисциплины, а также минимально допустимый уровень владения навыками в рамках каждой из них. С другой стороны, стандарты не успевают за изменениями, происходящими в области образования, и фактически, мне кажется, от специалистов в большинстве областей уже должен требоваться уровень более высокий, чем тот, который обозначен в этих стандартах. Однако это скорее касается пользовательских навыков, потому что программирование все же необходимо более узкому кругу людей. Хотя жизнь показывает, что эта ситуация постепенно меняется: работать со специальными программами и заниматься математическим моделированием начинают студенты и других факультетов. Это не может не радовать, но, чтобы сохранить эту тенденцию, необходимо помогать студентам в освоении новых технологий, ставить в расписание соответствующие занятия, покупать лицензионные программы. И решать эти задачи нужно как раз на уровне всего НГТУ.
 
 
Все статьи выпуска:
free space
Направления работы Координационного совета НГТУ в 2005 году
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканами НГТУ: информационно-образовательная среда университета и его подразделений
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканом ФПМИ, профессором Б. Ю. Лемешко

Интервью с продеканом АВТФ, профессором В. М. Зыбаревым

Интервью с деканом РЭФ, профессором В. А. Гридчиным

Лекции с использованием презентаций MS PowerPoint
Т. Е. Зима

Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией
О. В. Андрюшкова

Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения
Н. Ш. Никитина

Новые информационные технологии для учебных лабораторий
Е. Д. Баран

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей: результаты анкетирования
Е. А. Зима

О программе ФПК НГТУ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
М. А. Бовтенко, Н. Ш. Никитина

Группа поддержки авторов электронных учебно-методических материалов

Опыт электронного обучения в проекте Европейского Союза
О. Н. Протасова

Начинающим пользователям: полнотекстовые базы данных ГПНТБ СО РАН
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,46 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»