Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 2 май 2005free space
Информационные образовательные технологии
free spaceИнтервью с деканом РЭФ, профессором В. А. Гридчиным
free space

 

Как бы Вы охарактеризовали информационно-образовательную среду (ИОС) вашего факультета?

         РЭФ относится к числу крупнейших факультетов в НГТУ; в его состав входят 9 кафедр, 7 из которых являются выпускающими и готовят специалистов в области электроники, радиотехники и наноэлектроники. Во всем мире эти направления развиваются очень динамично, поэтому роль информационных технологий в этом секторе чрезвычайно велика, а в отдельных видах деятельности является определяющей. Например, сегодня без компьютера нельзя спроектировать даже самую простую интегральную схему, состоящую из сотни микроэлементов. Что касается специальности «Нанотехнологии в электронике», то обучение в ее рамках полностью построено на использовании компьютерных средств визуализации. Поэтому выпускники факультета просто обязаны использовать компьютерные технологии, чтобы соответствовать мировому уровню подготовки специалистов. А для того, чтобы знать, на какой именно уровень нужно ориентироваться, мы постоянно отслеживаем информацию о новых отечественных и иностранных разработках в нашей сфере, знакомимся с зарубежным опытом организации учебного процесса и т.д.
 
        С моей точки зрения, проблема использования ИКТ в учебном процессе делится на две составляющие – содержание обучения и форму подачи информации. Первая из них особого беспокойства у меня не вызывает, поскольку сейчас каждая кафедра факультета обучает студентов работе как минимум с пятью профессиональными пакетами программ. Помимо этого, согласно концепции, принятой на РЭФ достаточно давно, студенты интенсивно работают с аппаратным обеспечением и самостоятельно моделируют различные системы, поскольку мы считаем очень важным, чтобы выпускники факультета не боялись «железа», умели сочетать компьютерные разработки с реальным оборудованием и могли что-то сделать своими руками. Факультет регулярно приобретает новые профессиональные программы и обновляет технику – в общем, ведется постоянная «рядовая» работа, интенсивность и эффективность которой зависит от финансового состояния подразделения. Основные же сложности вызывает именно проблема новых образовательных технологий, новых форм представления информации. Сейчас все большее количество студентов обзаводится компьютерами и подключается к внутренним сетям НГТУ и к интернету, поэтому они могут получать все больше информации в электронном формате. Проблема заключается в том, каким образом организовать процесс обучения наиболее эффективно.
 
        Она частично связана с нехваткой аппаратного обеспечения, поскольку для разработки электронных учебников, электронных пособий, веб-страниц каждому преподавателю нужно собственное рабочее место, оборудованное компьютером, а у нас до этого еще очень далеко.
 
        Однако основным препятствием для информатизации учебного процесса является некий психологический барьер, основанный на практических соображениях.
 
        Преподаватели не слишком убеждены в том, что использование информационных технологий поможет повысить качество обучения: существование прямой связи между этими двумя аспектами совсем не очевидно. Другая важная сторона проблемы связана с тем, что до сих пор остается неурегулированным вопрос об авторских правах на электронные издания.
 
        Ведь бывает так, что преподаватель создает учебное пособие, учебный курс или программный продукт, работает над ним в течение нескольких месяцев, выставляет его в открытом доступе, а потом случайно обнаруживает его на сайте другого университета без всяких ссылок на первоисточник и без упоминания автора. Одно из возможных решений этого вопроса – создание локальных сетей и ограничение доступа к электронным ресурсам, однако для студента отсутствие внешнего доступа к материалам означает дополнительные неудобства.
 
        Поэтому меня радует то, что в НГТУ начинают осуществляться конкретные шаги по защите авторских прав на электронные учебные ресурсы – это обязательно даст преподавателям дополнительный стимул для разработки таких ресурсов. Однако в любом случае на то, чтобы преодолеть психологическую неготовность преподавателей к использованию ИКТ в учебном процессе, понадобится время. И здесь нет другого пути, кроме поступательного, постепенного развития.
 
Каковы основные направления развития ИОС на вашем факультете?
 
        Наши ближайшие задачи – обеспечение преподавателей необходимым количеством компьютеров, приобретение новых пакетов программ и оборудование мультимедийных аудиторий. На ученом совете факультета мы приняли решение о том, что каждая кафедра приобретет один мультимедийный проектор и соответствующим образом оборудует класс для занятий. А когда в распоряжении преподавателей будет необходимая техника, они обязательно найдут способ, как ее использовать для более эффективной организации занятий, в каком формате демонстрировать материалы с ее помощью и т.д.
 
        Однако параллельно необходимо решать методические проблемы, связанные с внедрением ИКТ в учебный процесс. Например, я не считаю мультимедийные лекции универсальным средством – наоборот, с ними связаны определенные сложности: на таких лекциях теряет смысл конспектирование, поскольку объем материала и скорость его подачи резко увеличиваются. А это значит, что преподаватель должен предоставлять студенту раздаточные материалы к лекции; при этом существует очень большая вероятность того, что студенты решат: «Зачем нам ходить на лекции, если все материалы у нас уже есть». Еще одна проблема связана с тем, что, работая с компьютером, студент в определенном смысле перестает думать и начинает слишком полагаться на то, что выдает ему машина. В моей практике довольно часто встречаются случаи, когда студент демонстрирует мне явно ошибочный, нелогичный результат и оправдывается: «Так компьютер посчитал!» Ошибается в этом случае не компьютер, а человек, неправильно поставивший ему задачу, но доказать студенту важность вот этой содержательной стороны иногда удается не сразу.
 
        Кроме того, сейчас мы занимаемся предоставлением студентам необходимой информации об учебном процессе в электронном виде – размещением на веб-сайтах учебных планов, методических рекомендаций, контрольных заданий и т.д.
 
Каким образом работа, которая ведется на вашем факультете, способствует развитию ИОС университета?
 
        На этот вопрос я могу ответить таким образом. Одним из основных направлений деятельности на нашем факультете является разработка специальных пакетов программ, электронных учебников и методических пособий. Для того, чтобы они были ориентированы на современные стандарты и отвечали современным международным требованиям, мы тесно сотрудничаем с зарубежными вузами. Сейчас у нас есть вполне адекватное представление о том, на каком оборудовании и с каким программным обеспечением работают студенты за рубежом; однако, к сожалению, мы от них отстаем, поскольку приобретение новейших лицензионных программ в университетской версии даже в единственном экземпляре связано с большими финансовыми затратами. А самая большая проблема – это обучение преподавателей работе с этими программами. На самостоятельное изучение программы может уйти несколько месяцев и даже лет! К примеру, мы совместно с СО РАН владеем универсальной программой ISE TCAD, которая позволяет моделировать интегральные схемы, и уже в течение двух лет наши преподаватели вместе со студентами исследуют ее, как незнакомую страну, потому что возможности в ней заложены колоссальные, и чтобы ими овладеть, нужно сидеть и работать с программой методом проб и ошибок, искать оптимальные решения. На факультете с этой программой связано целое направление работ.
 
        Безусловно, в Москве организуются семинары по обучению преподавателей, но они стоят огромных денег, которых у нас нет – вот и приходится как-то выкручиваться своими силами, проверять возможности программ на задачах, имеющих известные решения.     
 
        Поэтому вопрос опыта в освоении новых пакетов программ становится сейчас принципиальным. И в этой области мы готовы оказывать любую посильную помощь как подразделениям нашего университета, так и другим учебным заведениям. Приведу такой пример: с программой ISE TCAD работаем мы и Институт физики полупроводников, и в России от Москвы до Тихого океана ее больше ни у кого нет. Недавно к нам обратился Колледж электроники с просьбой помочь им в создании курса моделирования в этом пакете программ – конечно, мы дали согласие.
 
        Еще раз подчеркну, что работу в этом направлении мы интенсивно ведем и будем вести, поскольку для выпускника нашего факультета профессиональное владение хотя бы одной специальной программой означает, что он будет востребован как специалист. Сейчас количество программного обеспечения все время увеличивается, а людей, способных с ним работать, не хватает. Уникальность наших выпускников заключается и в том, что их компетенция лежит в междисциплинарной сфере и представляет собой комбинацию знаний и навыков из области радиоэлектроники и информатики.
 
Каковы планы и перспективы РЭФ, связанные с развитием ИОС университета?
 
        Помимо уже перечисленных направлений, работу необходимо вести в такой сфере, как разработка и внедрение новых технологий обучения и контроля.
 
        Например, реферат как форма контроля уже потерял смысл, поскольку чаще всего его просто скачивают из банка рефератов в интернете или механически составляют из фрагментов нескольких электронных книг. У меня рефераты пишут только пятикурсники, поскольку на 45 курсе дисциплины уже настолько специфические, что готовых работ по ним найти нельзя и информацию приходится действительно собирать по крупицам, перерабатывать и излагать самостоятельно. Сейчас уровень информационных технологий достиг такого уровня, что, например, для общих дисциплин, преподаваемых на младших курсах, в которых информация меняется не с такой большой скоростью, можно разработать программное обеспечение для организации лабораторных работ, которое поможет сэкономить время студентов и усилия преподавателей. Наш факультет готов внести в эту работу посильный вклад.
 
Устраивает ли Вас уровень пользовательских навыков студентов вашего факультета?
 
        Я бы оценил его как высокий, хотя в понятие «пользовательские навыки» можно вкладывать разный смысл. Мы к ним можем отнести как владение прикладными программами в составе Microsoft Office, так и умение строить алгоритмы и считать с использованием формул, которое для наших студентов намного важнее.
 
Устраивает ли Вас качество преподавания курса информатики на РЭФ?
 
        На РЭФ реализуется непрерывная подготовка в области информационных технологий на протяжении всего пятилетнего обучения. Первые два семестра посвящаются азам информатики, и основным преимуществом курса информатики на нашем факультете я считаю то, что он ведется с учетом будущей специализации студентов. С третьего семестра обучения, согласно учебному плану, начинается работа со специальными программами, большая часть которой приходится на 4,5 курс.
 
        Качество преподавания информатики меня вполне устраивает, хотя здесь, безусловно, есть проблемы. Одна из них – разный уровень подготовки первокурсников в области ИКТ, который зависит от того, какие знания они получили в школе, как давно они работают с компьютером и насколько они склонны к работе с техникой. К концу обучения этот разрыв немного сокращается, но все равно остается очень заметным.
 
    Вторая проблема связана с обеспечением студентов достаточным количеством компьютеров – здесь я не могу не сослаться на зарубежный опыт организации огромных терминальных классов открытого доступа.
 
        Третий аспект – необходимость постоянного обновления оборудования, программного обеспечения и учебных программ по информатике – сейчас все это обновляется недостаточно быстро по сравнению со скоростью реальных изменений в нашей профессиональной сфере. Однако, несмотря на все сложности, информационные технологии на РЭФ преподаются на очень высоком уровне; доказательством служит то, что если раньше первокурсники имели больше всего задолженностей по физике и математике, то сейчас самым сложным предметом для них стала именно информатика, поскольку в этом курсе затрагиваются достаточно серьезные вопросы.     
 
Каково Ваше мнение об общем уровне компетенции студентов НГТУ в области ИКТ?
    
        К сожалению, об общем уровне студентов в университете я ничего сказать не могу, поскольку не имею никакой информации для сравнения.
 
Нужно ли, с Вашей точки зрения, вносить в процесс обучения информатике в вузе какиелибо изменения, например, разрабатывать определенные стандарты минимального уровня компетенции для университета в целом?
 
        Определенные стандарты существуют для каждой дисциплины, поэтому дополнительные нормативы, скорее всего, не нужны. А вот обмен опытом между преподавателями, которые ведут информатику на разных кафедрах, скорее всего, необходим. В связи с этим могу сказать, что на РЭФ полностью унифицированы учебные планы для студентов первого курса – не только по информатике, но и по всем предметам, чтобы они в течение первого года обучения могли беспрепятственно поменять специальность. Для вуза в целом это, может быть, не обязательно, поскольку специальности на разных факультетах слишком разноплановые, а внутри факультета такая координация действий необходима. 
 
 
Все статьи выпуска:
free space
Направления работы Координационного совета НГТУ в 2005 году
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканами НГТУ: информационно-образовательная среда университета и его подразделений
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканом ФПМИ, профессором Б. Ю. Лемешко

Интервью с продеканом АВТФ, профессором В. М. Зыбаревым

Интервью с деканом РЭФ, профессором В. А. Гридчиным

Лекции с использованием презентаций MS PowerPoint
Т. Е. Зима

Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией
О. В. Андрюшкова

Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения
Н. Ш. Никитина

Новые информационные технологии для учебных лабораторий
Е. Д. Баран

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей: результаты анкетирования
Е. А. Зима

О программе ФПК НГТУ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
М. А. Бовтенко, Н. Ш. Никитина

Группа поддержки авторов электронных учебно-методических материалов

Опыт электронного обучения в проекте Европейского Союза
О. Н. Протасова

Начинающим пользователям: полнотекстовые базы данных ГПНТБ СО РАН
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,46 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»