Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 2 май 2005free space
Информационные образовательные технологии
free spaceИнтервью с продеканом АВТФ, профессором В. М. Зыбаревым
free space

 

Как бы Вы охарактеризовали информационно-образовательную среду (ИОС) вашего факультета?
 
Если под информационно-образовательной средой понимать совокупность информационных ресурсов, технических средств и преподавателей, готовых применять их в учебном процессе, то такая среда на нашем факультете, несомненно, существует.
 
Но если говорить об ИОС как о некоей системе, нацеленной на подготовку качественных специалистов на основе компьютерных образовательных технологий, то она у нас еще находится в стадии формирования. Преподавателям и факультету в целом не хватает системности, четко продуманных действий, а у студентов недостаточно высока мотивация к всестороннему использованию информационных технологий в учебном процессе.
 
С точки зрения оснащенности оборудованием АВТФ – достаточно благополучный факультет, у нас есть и компьютерные классы, и аудитории с мультимедийными проекторами. Приводить конкретные цифры и проценты мне не хочется, поскольку за цифрами не всегда можно увидеть реальную ситуацию. Например, на кафедрах нашего факультета один компьютер, предназначенный только для преподавателей, приходится в среднем на двух-трех человек, что, по сравнению с кафедрами других факультетов, неплохо. С другой стороны, такого количества компьютеров нам уже недостаточно, поскольку оборудованное рабочее место, доступное в любое время, должно быть у каждого преподавателя. Есть потребность в увеличении числа и качественного состава оборудования терминальных классов, мультимедийных аудиторий и др. При наличии достаточных средств эти проблемы легко разрешимы.
Меня гораздо больше беспокоят вопросы эффективного использования имеющегося оборудования и информационных технологий в учебном процессе, а также качественного улучшения подготовки специалистов. Решить их в одночасье нельзя.
Что же касается конкретных дисциплин, то на каждой кафедре АВТФ есть преподаватели, которые являются своего рода передовиками факультета в области информационных технологий. Не хотелось бы кого-то выделять специально, но нескольких преподавателей не упомянуть нельзя: Александр Вениаминович Шалагинов, Евгений Леонидович Романов и Лилия Григорьевна Макаревич с кафедры вычислительной техники, Андрей Васильевич Гунько с кафедры автоматики, Юрий Иванович Щетинин с кафедры систем сбора и обработки данных и многие другие. Они ведут либо информатику, либо специальные дисциплины с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и действительно учат ребят продуктивно работать на компьютере, используя при этом личный пример. Теоретически их занятия должны были бы дисциплинировать студентов и активизировать их самостоятельную деятельность, но практика показывает, что количество задолженностей по этим предметам у студентов не меньше, чем по другим дисциплинам.
 
К сожалению, приходится констатировать, что информационные технологии создают еще один барьер между студентом и преподавателем – в дополнение к возрастному, ролевому и психологическому.
 
В частности, они способствуют полному исчезновению личного общения между преподавателем и студентом,  например, при использовании тестовых заданий. Изначально тесты задумывались как средство самопроверки, однако студенты никогда не использовали их в таком качестве, и тогда тестами стали заменяться другие формы контроля, в частности, устный экзамен. Преимуществами тестов являются незначительные временные затраты на их проверку и легкость в использовании. Тем не менее, вместе с исчезновением устного экзамена из учебного процесса уходит очень многое – совместная работа преподавателя и студента.
 
Помимо этого, есть и другие проблемы. Например, темп подачи материала на мультимедийных лекциях значительно выше скорости его восприятия студентами. Поэтому необходимо искать компромисс: например, делать слайд-лекции в формате PowerPoint только по обзорным темам, сочетать мультимедийные лекции с традиционными средствами активного изучения материала. Что же касается использования электронных учебных пособий, то они тоже не могут быть панацеей. Они замечательно выполняют функцию справочных материалов, помогают представить информацию наглядно, однако большинство студентов до сих пор предпочитают пользоваться не электронными, а печатными текстами. В этом я с ними солидарен.
 
Однако самым серьезным препятствием для использования ИКТ в образовании является психология студента: если студент не хочет или не может учиться, не умеет работать самостоятельно, то никакие технологии не заставят его это делать. Достаточно часто встречается и другая ситуация, когда студент настолько увлечен компьютером, что превращается в его придаток.
 
Это приводит к тому, что он перестает мыслить творчески. К примеру, те задачи, которые студенты успешно решали 10 лет назад, нынешним студентам кажутся сложными. Это отчасти связано с долгим общением с компьютером.
 
Каковы основные направления развития ИОС на вашем факультете?
 
Одна из основных целей – добиться того, чтобы наши студенты активнее использовали компьютер в учебных целях, поскольку в личных и бытовых целях они его использовать умеют. Информационные технологии предоставляют студентам очень широкие возможности, например, математические моделирующие программы позволяют не только выполнить задания быстрее по сравнению с традиционным способом, но и представить многие явления наглядно, образно – а используются возможности этих программ редко и нерационально. Это связано с тем, что у нас, повторяю, нет системности.
 
Если мы говорим о том, что наш студент должен освоить компьютерные технологии на определенном уровне, то весь учебный процесс должен быть построен с использованием этих технологий.
 
Каким образом работа, которая ведется на АВТФ, способствует развитию ИОС университета?
 
Надо отметить, что информационная среда существовала и раньше – в нее входили, например, библиотеки. То есть абсолютно новым это явление назвать нельзя. Однако если раньше информационная среда развивалась планомерно и поступательно, то теперь мы хотим создать ее уже на качественно новом уровне — революционно, в короткий срок. Это просто невозможно. Развитие должно быть поступательным, с опорой на достигнутое в различных областях, в том числе в сфере традиционных образовательных технологий. Форсирование событий может привести к непредсказуемым результатам и даже к большим потерям. Сейчас нам нужны четкие ориентиры, которые мы могли бы предложить преподавателям и которые задавали бы направление развитию учебного процесса и организации взаимодействия различных подразделений университета. Если появляются новые разработки, которые можно использовать в преподавании, то необходимо, чтобы они не становились «вещью в себе». Нужно собирать преподавателей, демонстрировать им эти наработки, обеспечивать преподавателей необходимой технической и информационной поддержкой, организовывать консультации и т.д. Сейчас новые образовательные технологии «идут» к преподавателям очень долго, а ведь именно преподаватели реализуют все решения, принятые на уровне факультета и вуза. На нашем факультете эти проблемы осознаются, и вклад АВТФ в развитие ИОС университета в настоящее время связан, наверное, с их обсуждением, с участием в выработке их решений, с распространением нашего опыта, в частности, опыта по созданию и применению виртуальных лабораторий.
 
Каковы планы и перспективы вашего факультета, связанные с развитием ИОС университета?
 
АВТФ может непосредственно участвовать в развитии одного из возможных направлений совершенствования ИОС университета – в создании смешанных творческих групп студентов и преподавателей для работы над совместными проектами. Сегодня наши студенты в целом умеют работать индивидуально, но при этом забывают, что масштабные системы создаются только коллективно. Мне кажется, что время специалистов-одиночек в области информатики уже прошло, наступило время коллективной работы. Такая работа была в какой-то мере характерна для нашего факультета и раньше – например, часто дипломные проекты объединялись общим объектом изучения, различаясь при этом аспектами исследования и путями разработки. Сейчас доля комплексных дипломных работ в общем количестве дипломов составляет около 10%. К сожалению, у таких комплексных проектов сегодня существует большая проблема: работа замыкается на преподавателе и организуется преподавателем, в то время как основной идеей творческих групп является развитие навыков управления исследовательскими и практическими проектами именно у студентов. Они должны учиться координировать свои действия в ходе совместной работы. Например, одни студенты обладают лидерскими качествами и системным мышлением, другие являются безупречными исполнителями. В одиночку справиться с проектом не смогут ни первые, ни вторые, а объединение их усилий может дать хороший результат. Сейчас студенты объединяются только тогда, когда они где-то подрабатывают; таким образом, это объединение не является результатом наших действий. С другой стороны, мы поступаем, как мне кажется, разумно, не мешая этому процессу – позволяем студентам небольшие отклонения от учебного графика, засчитываем им ту работу, которую они делают вне стен университета, если о ней подготовлен отчет по форме. Но это, в свою очередь, создает проблемы с дисциплиной.
 
В силу всех перечисленных мною причин создание «инкубаторов» творческих коллективов в университете просто необходимо. Другое важное направление – стимулирование общения внутри НГТУ на уровне как преподавателей, так и целых подразделений. Дело в том, что в сфере разработки и внедрения новых обучающих технологий мы сейчас еще движемся вперед на энтузиазме и инициативе отдельных преподавателей, в то время как средства внешней мотивации (положения, приказы и т.д.) пока практически не действуют. В более отдаленной перспективе своей целью нужно ставить поиск некоего равновесия между руководством, поощрением и принуждением в этой области. А пока это равновесие не найдено и система только начинает складываться, нужно создать условия преподавателям-энтузиастам для обмена опытом, обсуждения общих проблем, взаимных консультаций и т.д. Многие преподаватели сейчас что-то разрабатывают, но делают это в основном «для себя». Кто то из них пытается выступать на семинарах и конференциях, а кто-то в таких мероприятиях совершенно не участвует, поскольку считает свои разработки несовершенными, «сырыми», недостойными обсуждения или не выходящими за рамки обычной работы. Опыт одних не менее ценен, чем опыт других, поэтому организация общения между преподавателями и подразделениями очень важна. Мы готовы принимать в ее становлении самое активное участие – не только на организационном, но и на техническом уровне, например, повышать активность использования электронных средств общения. Нужно сказать, что в среднем по университету электронной почтой пользуются только около 2030% преподавателей, в то время как у студентов эта цифра близка к 100%. 
 
Что же касается общего мнения преподавателей и сотрудников АВТФ о перспективах информатизации образования в НГТУ, то нам кажется, что лучше досконально и осмысленно изучать несколько наиболее востребованных и эффективных учебноприкладных систем, выбирать наиболее перспективные направления деятельности, чем во всем находиться «на переднем крае» и пытаться угнаться за всеми новинками в сфере информационных технологий. Ведь против нас здесь работает и время, и средний возраст преподавателей.
 
Устраивает ли Вас уровень пользовательских навыков студентов вашего факультета?
 
На АВТФ мы готовим специалистов по информатике, поэтому все наши студенты и выпускники должны владеть как профессиональными, так и учебными и прикладными программами. Однако в действительности навыки владения прикладными программами у студентов неравномерные. С одной стороны, больше половины бакалавров и магистрантов защищают свои проекты с использованием презентаций в формате Power Point. С другой стороны, часто даже пятикурсники игнорируют опцию проверки орфографии в текстовом редакторе и средства создания больших электронных документов. Оформление работ тоже часто оставляет желать лучшего. Если раньше ГОСы для оформления выпускных квалификационных работ изучались в курсах конструирования и инженерной графики, то теперь этого нет, и нормативы оформления технической документации студентам неизвестны. Но главное – у студентов недостаточна культура обработки, структурирования и подачи информации, хотя для специалиста по информатике эти навыки являются основными. Студенты не умеют структурировать оглавление, оформлять список использованной литературы, конспектировать и реферировать текст. Вместо реферирования они применяют механическую компиляцию, что абсолютно недопустимо. Только тогда, когда мы будем уделять внимание информационной культуре студентов и преподавателей, можно будет более ответственно говорить о существовании полноценной информационной среды.
 
Устраивает ли Вас качество преподавания курса информатики на АВТФ?
 
В целом устраивает, но здесь тоже не хватает системности. Процесс овладения информационными технологиями должен идти от простого к сложному, от теории к практическому использованию. Сказать, что сейчас эта система у нас полностью выстроена, нельзя. Специальные программы студенты, как правило, изучают под руководством преподавателя, в курсе специальных дисциплин, так как самостоятельно разобраться с ними бывает тяжело. А прикладные программы общего назначения (например, системы MS Office) студенты осваивают практически самостоятельно, поскольку предполагается, что они знакомы с ними еще со школы. Наши преподаватели в лучшем случае указывают студентам на какие-то отдельные недочеты, проявляющиеся при использовании этих средств для выполнения курсовых и других работ. На занятиях по информатике прикладным программам, конечно, посвящается какое-то время, но больше всего внимания уделяется изучению основ программирования и созданию информационных систем. Можно сказать, что на этих занятиях мы студентов учим в основном воспринимать компьютер как объект разработки и применения, в меньшей степени как помощника. При изучении специальных дисциплин появляются все предпосылки для выстраивания системы знаний и навыков в области ИКТ, но на этом этапе студенты часто увлекаются изучением внешней стороны компьютерных технологий и способов работы с ними, упуская при этом их сущность и содержание. Все эти недостатки преподавания информатики, безусловно, нужно исправлять.
 
Каково Ваше мнение об общем уровне компетенции студентов НГТУ в области ИКТ?
 
Я, к сожалению, нечасто сталкивался с ребятами с других факультетов, но небольшой опыт работы со студентами ФЭН, ФПМИ и РЭФ у меня есть. Я считаю, что компетенция студентов НГТУ в сфере ИКТ достаточно высокая, что студентов у нас действительно стараются увлечь работой на компьютере, и даже без жесткой привязки изучаемых технологий к учебным дисциплинам удается достичь многого. Даже студенты-гуманитарии в НГТУ достаточно продвинуты в сфере ИКТ, их интересует и интернет, и различные технологии для работы с текстом.
 
Каково Ваше мнение о качестве преподавания общего курса информатики в нашем университете? Нужно ли, с Вашей точки зрения, вносить в процесс обучения информатике в вузе какие-либо изменения?
 
Качество преподавания информатики и ИКТ в целом определяется востребованностью знаний студентами и возможностью преподавателей дать эти знания. У нас между этими компонентами наблюдается некий баланс. Если нет возможности научить студентов каким-то определенным навыкам на занятиях по информатике или по специальным дисциплинам, то существует много разных форм внеаудиторной и самостоятельной работы факультативы, консультаций с преподавателем и т.д. Поэтому в целом качество преподавания информатики в университете я оцениваю положительно. Обидно только то, что используемые средства обучения не всегда являются оптимальными, и что в действительности мы можем делать гораздо больше, чем делаем. Неиспользуемый потенциал велик. Для устранения этих недостатков нужна интенсивная и четко координируемая совместная работа на уровне факультетов, кафедр и всего университета в целом.

 

 
Все статьи выпуска:
free space
Направления работы Координационного совета НГТУ в 2005 году
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканами НГТУ: информационно-образовательная среда университета и его подразделений
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканом ФПМИ, профессором Б. Ю. Лемешко

Интервью с продеканом АВТФ, профессором В. М. Зыбаревым

Интервью с деканом РЭФ, профессором В. А. Гридчиным

Лекции с использованием презентаций MS PowerPoint
Т. Е. Зима

Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией
О. В. Андрюшкова

Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения
Н. Ш. Никитина

Новые информационные технологии для учебных лабораторий
Е. Д. Баран

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей: результаты анкетирования
Е. А. Зима

О программе ФПК НГТУ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
М. А. Бовтенко, Н. Ш. Никитина

Группа поддержки авторов электронных учебно-методических материалов

Опыт электронного обучения в проекте Европейского Союза
О. Н. Протасова

Начинающим пользователям: полнотекстовые базы данных ГПНТБ СО РАН
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,46 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»