Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 2 май 2005free space
Информационные образовательные технологии
free spaceНовые информационные технологии для учебных лабораторий
free space

 

Информационных технологий, позволяющих с минимальными затратами создавать современные, легко адаптируемые к различным дисциплинам лабораторные стенды и лаборатории, которые можно эффективно использовать для изучения и исследования всевозможных физических процессов, проектирования и тестирования реальных объектов. Такие технологии сейчас имеются в авторизованном учебном центре «Центр технологий National In­struments», организованном на базе кафедры систем сбора и обработки данных (ССОД) НГТУ в 2004 году.
 
Хотя обучение в этом направлении на кафедре ведется уже в течение девяти лет, открытие учебного центра позволило существенно расширить возможности работы с современными техническими устройствами и усовершенствовать рабочие программы, ориентировав их не только на изучение структур и алгоритмов, но и на интеграцию программного обеспечения и аппаратных средств, на решение достаточно сложных практических задач и оценку эффективности решений.
 
В настоящее время на кафедре ССОД прикладные информационные технологии изучаются и применяются в дисциплинах «Компьютерные технологии в приборостроении», «Виртуальные приборы», «Системы сбора и обработки данных», «Виртуальные измерительные приборы и комплексы», «Многофункциональные диагностические комплексы», «SCADAсистемы». Полученные знания и навыки подавляющее большинство студентов использует в курсовом и дипломном проектировании, а также в учебнонаучной исследовательской работе.
 
Необходимо отметить, что некоторые другие кафедры НГТУ – кафедры вычислительной техники, автоматики и телемеханики, полупроводниковых приборов и микроэлектроники, электрического транспорта – заинтересованы во внедрении этих технологий в учебный процесс. Преподаватели этих кафедр проходят обучение на курсах повышения квалификации, их студенты проводят эксперименты в Центре и работают над выпускными проектами. Так, в этом семестре группа студентов факультета энергетики изучала у нас технологии проектирования современных систем сбора данных и диспетчерского управления.
 
Еще более впечатляющие результаты можно получить, применяя технологии National Instru­ments для создания виртуальных лабораторий с удаленным доступом. В таких лабораториях один программно-технический комплекс (лабораторный стенд-сервер) может обслуживать десятки рабочих мест, подключенных к локальной сети. Кроме того, виртуальные лаборатории позволяют выполнять лабораторные задания и в удаленном доступе — в любое время и с любого компьютера, имеющего выход в интернет, например, с домашнего компьютера. Для этого всего лишь требуется несложная доработка программного обеспечения. Виртуальная лаборатория предоставляет уникальные возможности для интенсификации самостоятельной работы студентов, усовершенствования методики обучения, в том числе – в системе дистанционного образования, реорганизации учебного процесса, наконец, экономии финансовых и других затрат при одновременном повышении качества образования. Кроме того, разработка курсов с использованием данной технологии занимает не намного больше времени, чем подготовка традиционных курсов.
 
Подобная лаборатория уже почти два года функционирует на кафедре ССОД – это виртуальная лаборатория «Микроконтроллеры и сигнальные процессоры». Здесь можно изучать архитектуру, проектировать и тестировать системы, выполненные на микропроцессорных устройствах Intel, Motorola, Octagon Systems. Вход в виртуальную лабораторию обеспечивается через одноименный сайт (http://www.ucvlab.nsk.ru), на котором размещено большое количество информационных, справочных и методических материалов.
 
Виртуальные стенды нашей лаборатории опробованы студентами, аспирантами и преподавателями многих российских и зарубежных университетов. Однако заявок на регулярные занятия мы пока не получали. Отказываясь использовать виртуальную лабораторию в учебном процессе, преподаватели НГТУ и других вузов аргументируют это следующим образом: «На предприятиях виртуальные приборы появятся не скоро», «В виртуальной лаборатории студенты не научатся держать в руках паяльник и отвертку», «Это слишком дорого» и т.д. Здесь, повидимому, проявляется скептическое отношение к любым новшествам в методике обучения, недостаток информации о современных автоматизированных производствах и технологиях экспериментальных исследований, нежелание изменять привычные методики преподавания и обучаться новым технологиям – в силу возраста, особенностей характера и др.
 
Интересно, что, по нашим наблюдениям, преподавателей НГТУ возможность проведения занятий в виртуальной лаборатории интересует меньше, чем преподавателей других вузов.
 
Что же касается студентов, то они воспринимают виртуальные стенды как вполне естественные инструменты экспериментальных исследований, быстро овладевают навыками работы с ними, легко обучаются самостоятельно создавать и применять весьма сложные системы. А в виртуальных лабораториях ребят, безусловно, привлекает возможность самостоятельной работы в любое удобное для них время.
 
Три года назад во время занятий на виртуальных стендах один из студентов задал вопрос: «А когда мы сможем работать за такими стендами в наших лабораториях?». И сам же ответил: «Мы, наверное, не дождемся». Действительно, они не дождались. До сих пор виртуальные лаборатории не находят широкого применения в НГТУ.
 
Приглашаем преподавателей ознакомиться с возможностями виртуальных лабораторий и пройти повышение квалификации в «Центре технологий Na­tional Instruments».
 
Обучение в Центре прошли уже 11 сотрудников факультета АВТ НГТУ:
 
От кафедры ССОД:
  •  Полубинский Владимир Львович, доцент, зав. Кафедрой;
  •  Щетинин Юрий Иванович, доцент;
  •  Баран Ефим Давидович, ст. преп., руководитель центра;
  •  Кухто Андрей Вадимович, ассистент;
  •  Любенко Андрей Юрьевич, лаборант.
От кафедры автоматики и телемеханики:
  •  Воевода Александр Александрович, профессор;
  •  Французова Галина Александровна, профессор;
  •  Шпилевая Ольга Яковлевна, доцент;
  •  Юркевич Валерий Дмитриевич, профессор.
От кафедры вычислительной техники:
  •  Чернов Валентин Юрьевич, ассистент;
  •  Швайкова Ирина Николаевна, доцент.
Они получили сертификат международного образца Certificate of Training National Instruments об успешном окончании курсов LabVIEW Basic 1.
 
Кроме того, краткосрочные курсы повышения квалификации при Центре прошли:
  •  Новиков Илья Леонидович, доцент кафедры полупроводниковых приборов и микроэлектроники;
  •  Мятеж Сергей Владимирович, доцент кафедры электрического транспорта;
  •  Прокушев Юрий Анатольевич, ассистент кафедры электрического транспорта.

Адрес веб-сайта «Центра технологий National Instruments»http://nitec.nsk.ru

Ефим Давидович Баран,
старший преподаватель кафедры ССОД,
руководитель учебного центра «Центр технологий National Instruments»
 

 
Е. Д. Баран преподает в НГТУ с 1982 года, ведет курсы «Системы сбора и обработки данных», «Виртуальные измерительные приборы и комплексы», «SCADAсистемы» на кафедре ССОД АВТФ. Имеет 70 публикаций.
 
Все статьи выпуска:
free space
Направления работы Координационного совета НГТУ в 2005 году
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканами НГТУ: информационно-образовательная среда университета и его подразделений
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканом ФПМИ, профессором Б. Ю. Лемешко

Интервью с продеканом АВТФ, профессором В. М. Зыбаревым

Интервью с деканом РЭФ, профессором В. А. Гридчиным

Лекции с использованием презентаций MS PowerPoint
Т. Е. Зима

Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией
О. В. Андрюшкова

Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения
Н. Ш. Никитина

Новые информационные технологии для учебных лабораторий
Е. Д. Баран

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей: результаты анкетирования
Е. А. Зима

О программе ФПК НГТУ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
М. А. Бовтенко, Н. Ш. Никитина

Группа поддержки авторов электронных учебно-методических материалов

Опыт электронного обучения в проекте Европейского Союза
О. Н. Протасова

Начинающим пользователям: полнотекстовые базы данных ГПНТБ СО РАН
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,46 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»