Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 2 май 2005free space
Информационные образовательные технологии
free spaceОпыт электронного обучения в проекте Европейского Союза
free space
В 2002-2005 гг. в рамках программ Европейского Союза по непрерывному образованию Европейским фондом подготовки кадров был проведен дистанционный курс «Консолидация знаний по оценке проектов через электронное обучение» (Consoli­dating Knowledge on Project Evaluation through eLearning).
 
Выбор темы курса был связан с тем, что Европейский Союз организует совместные проекты и программы в области образования с участием представителей различных стран, при этом при отборе проектов предпочтение отдается наиболее успешным и перспективным. Таким образом, страны-партнеры Евросоюза заинтересованы в объективной совместной оценке проектов и программ, которая бы подводила итоги деятельности в рамках проектов и помогала планировать будущую работу. Однако далеко не все представители стран-партнеров, занимающиеся совместными проектами, обладают необходимыми знаниями и умениями в области оценки проектов.
 
Дистанционное обучение по курсу «Консолидация знаний по оценке проектов через электронное обучение», который проводился на английском языке, прошли четверо сотрудников НГТУ: О. В. Казанская, заместитель директора ИДО, доцент кафедры вычислительной техники; Н. Ш. Никитина, декан факультета повышения квалификации, доцент кафедры экономической информатики; О. Н. Протасова, доцент кафедры технологии продуктов питания, и доцент кафедры социологии Т. И. Монастырская.
 
Страница курса «Consolidating Knowledge on Project Evaluation through eLearning
 
Курс состоял из двух модулей – базового и продвинутого. Каждый модуль был рассчитан на пять недель; еще две недели отводилось на выполнение контрольного задания. Структура модуля включала пять уроков, каждый из которых содержал теоретический материал, практические, домашние и контрольные задания практической направленности и ситуационный анализ главы отчета по оценке проекта, результаты которого обсуждались на форуме курса. Первый модуль курса изучался в 2002 году, а второй – в 2004 году, таким образом, участникам проекта была предоставлена возможность применить полученные знания на практике.
 
Первый модуль курса изучался в виртуальной обучающей среде Blackboard, что оказалось не очень удачным вариантом из-за недостаточной скорости соединения с интернетом в России. Для обучения по второму модулю использовалась виртуальная обучающая среда ILIAS, разработанная в Кельнском университете. Доступ к этому модулю осуществлялся очень легко, чему, в частности, способствовала простая структура веб-сайта курса и отсутствие иллюстраций. Помимо теоретических материалов курса и учебных заданий на сайте были также размещены документы Европейской Комиссии, которые были необходимы для изучения курса и выполнения заданий, глоссарий и ссылки на веб-сайты, посвященные различных аспектам оценки проектов.
 
Изучение курса шло под руководством двух экспертов проекта из Италии – преподавателя и тьютора, которые размещали в виртуальной среде необходимые учебные материалы и задания, вовлекали участников проекта в совместную работу, поддерживали с ними постоянную связь и организовывали взаимодействие в группе. В обязанности тьютора также входило напоминание о сроках выполнения заданий и предоставление информации о технических аспектах работы с курсом. Кроме того, к экспертам проекта можно было обратиться за индивидуальной консультацией.
 
Общение на форуме курса было организовано следующим образом. Для ведения дискуссии по каждой из основных тем из числа участников выбирались модератор и докладчик. В обязанности модератора входило инициирование дискуссии на форуме, формулировка вопросов и комментариев, стимулирование обсуждения; роль докладчика заключалась в подведении итогов дискуссии, суммировании основных мыслей и точек зрения и формулировании заключений. Результаты дискуссии по каждому уроку комментировались преподавателем.
 
После завершения курса Ольга Васильевна Казанская была приглашена принять участие в международной конференции «Online Educa Berlin», которая проходила в октябре 2004 года в Берлине, а в апреле 2005 года участники проекта были приглашены в Турин на семинар «Перспективы обучения в течение всей жизни и информационнокоммуникационные технологии в обществе знаний» (Lifelong Learning Perspectives and ICT for the Knowledge). В конце семинара в офисе Европейского фонда подготовки кадров в Турине директор Фонда вручил участникам проекта сертификаты о завершении курса.
 
Данный проект, на наш взгляд, является примером успешного использования интеграции ИКТ в учебный процесс. Единственной сложностью, с которой столкнулись во время обучения российские специалисты, была специфическая англоязычная образовательная терминология, которая часто не совпадала с отечественной. Наряду со знаниями и умениями в области оценки проектов, мы также получили ценный опыт дистанционного обучения, который чрезвычайно важен для каждого преподавателя, приступающего к использованию новых форм электронного обучения в своей педагогической деятельности, а также возможность совершенствования навыков профессиональной коммуникации на английском языке.
 
С материалами конференции и семинара «Перспективы обучения в течение всей жизни и информационно-коммуникационные технологии в обществе знаний» можно ознакомиться в ИДО НГТУ.
 
Ольга Николаевна Протасова
с. н. с. ИДО, доцент кафедры технологии продуктов питания
 
 
 
Все статьи выпуска:
free space
Направления работы Координационного совета НГТУ в 2005 году
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканами НГТУ: информационно-образовательная среда университета и его подразделений
Н. А. Кочетурова

Интервью с деканом ФПМИ, профессором Б. Ю. Лемешко

Интервью с продеканом АВТФ, профессором В. М. Зыбаревым

Интервью с деканом РЭФ, профессором В. А. Гридчиным

Лекции с использованием презентаций MS PowerPoint
Т. Е. Зима

Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией
О. В. Андрюшкова

Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения
Н. Ш. Никитина

Новые информационные технологии для учебных лабораторий
Е. Д. Баран

Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей: результаты анкетирования
Е. А. Зима

О программе ФПК НГТУ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
М. А. Бовтенко, Н. Ш. Никитина

Группа поддержки авторов электронных учебно-методических материалов

Опыт электронного обучения в проекте Европейского Союза
О. Н. Протасова

Начинающим пользователям: полнотекстовые базы данных ГПНТБ СО РАН
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (1,46 Mb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»