Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 3 июль 2005free space
Информационные образовательные технологии
free spaceОснащенность компьютерами рабочих мест преподавателей НГТУ: результаты исследования
free space
Реализация программ информатизации образования предполагает создание условий для эффективного использования ИКТ в учебном процессе – обучение сотрудников и преподавателей и обеспечение преподавателей рабочими местами, оборудованными компьютерами. Для диагностики уровня ИКТ-компетенции преподавателей НГТУ и оснащенности кафедр компьютерами Научно-методический центр и Институт дистанционного образования и НГТУ провели соответствующие исследования.

Результаты анкетирования «Информационно-коммуникационная компетенция преподавателей» были представлены в предыдущем выпуске бюллетеня (ИТО № 2(6), с. 18).

Анкетирование, посвященное проблеме наличия на кафедрах оборудованных рабочих мест для преподавателей, было проведено в апреле-июне текущего года. Заведующим кафедрами предлагалось подать сведения о количестве преподавателей и аспирантов, о количестве доступных для них на кафедре компьютеров и о технических характеристиках аппаратного обеспечения.

Из 80 кафедр НГТУ в опросе приняли участие 66 подразде-лений. Не участвовали в анкетировании кафедры аэрогидродинамики, защиты информации, инженерных проблем экологии, алгебры и математической логики, вычислительных технологий, инженерной математики, параллельных вычислительных технологий, безопасности труда, тепловых электростанций, химии, международных отношений, философии, иностранных языков гуманитарного факультета, а также учета и банковского дела.

Анализ результатов анкетирования показал, что по соотношению числа компьютеров и количества преподавателей и аспирантов все кафедры можно разделить на 4 группы: 1 компьютер на 1-2 человек, 2-5, 5-10 и более чем на 10 человек соответственно (см. диаграмму 1)*.
*На кафедре физического воспитания компьютеров нет.
 
Диаграмма 1. Обеспеченность кафедр оборудованными рабочими местами

К первой группе (1 компьютер на 1-2 человек) принадлежат 18 кафедр;
ко второй (2-5) -30;
к третьей (5-10) – 6;
к четвертой (более 10 человек) – 3 кафедры.

В числе лидеров по комплектации компьютерами рабочих мест преподавателей – кафедры электронных приборов; социологии; частного права; автоматики; промышленной электроники; прочности летательных аппаратов; самолето и вертолетостроения, электрофизических установок и ускорителей (соотношение количества преподавателей и числа компьютеров на этих кафедрах равняется 1.2 – 1.3).

В числе лидеров по комплектации компьютерами рабочих мест преподавателей – кафедры электронных приборов; социологии; частного права; автоматики; промышленной электроники; прочности летательных аппаратов; самолето и вертолетостроения, электрофизических установок и ускорителей (соотношение количества преподавателей и числа компьютеров на этих кафедрах равняется 1.2 – 1.3).
Необходимо отметить, что если некоторые подразделения попали в первую группу из-за малочисленности штата (например, на кафедре социологии число преподавателей и аспирантов составляет 6 человек; на кафедре оценки качества образования — 1 человек), то кафедры вычислительной техники, конструирования и технологии радиоэлектронных средств, электрических станций, промышленной электроники, автоматики, электронных приборов, на которых работает от 21 до 28 преподавателей, оказались в первой группе за счет большого количества имеющихся у них компьютеров.

Наименее благополучная ситуация с обеспеченностью препо-давателей и аспирантов рабочими местами складывается на кафедрах электропривода и автоматизации промышленных установок (13), высшей математики (12.5) и иностранных языков технических факультетов (10.3). 

В качестве минимальных технических требований к компьютерам преподавателей были приняты следующие характеристики: процессор – 1 ГГЦ, объем жест-кого диска – 40 Гб, объем оперативной памяти – 128 Мб.

Учет этих требований делает общую картину оснащенности кафедр компьютерами менее радужной (см. таблицу 1).
 
Таблица 1. Обеспеченность кафедр компьютерами для преподавателей и аспирантов, отвечающими минимальным техническим требованиям
Кол-во чел. на один ПК
Всего кафедр
Кафедры
1-2
6
Оценки качества образования (1); Прочности летательных аппаратов (1,3); Электрофизических установок и ускорителей (1,3); Частного права (1,3); Автоматизированных электротехнологических установок (1,6); Автоматики (1,8).
2-5
22
Вычислительной техники (2,2); Самолето– и вертолетостроения (2,5); Ав-томатизированных систем управления (2,7); Теории рынка (2,7); Учета и статистики (2,7); Конструирования и технологии радиоэлектронных средств (2,8); Экономики сервиса (3,0); Публичного права (3,0); Социаль-но-массовых коммуникаций (3,0); Электрических станций (3,1); Приклад-ной математики (3,3); Прикладной механики (3,3); Экономической инфор-матики (3,7); Инженерной графики (4,0); Теоретических основ радиотехни-ки (4,0); Теоретических основ электротехники (4,3); Русского языка (4,3); Промышленной электроники (4,4); Систем сбора и обработки данных (4,5); Истории и политологии (4,8); Теории и истории культуры (5,0); Экономики предприятий (5,0).
5-10
21
Социальной работы (5,3); Систем управления и экономики энергетики (5,3); Техники и электрофизики высоких напряжений (5,5); Газодинамиче-ских импульсных установок (5,5); Педагогики и психологии (5,5); Социоло-гии (6,0); Электромеханики (6,0); Автоматизированных электроэнергетиче-ских систем (6,0); Автоматизации производственных процессов в машино-строении (6,5); Материаловедения в машиностроении (6,0); Электронных приборов (7,0); Финансов и налоговой политики (7,3); Технологии машино-строения (7,5); Систем электроснабжения предприятий (7,5); Программных систем и баз данных (7,7); Радиоприемных и радиопередающих устройств (7,7); Теоретической механики и сопротивления материалов (8,0); Авто-номных информационных и управляющих систем (8,0); Электрического транспорта (8,0); Общей физики (8,3); Технологии продуктов питания (9,5).
10 и больше
 7
Общей электротехники (11,0); Экономической теории (12,0); Организации производства (12,3); Высшей математики (16,7); Иностранных языков тех-нических факультетов (18,0); Электропривода и автоматизации промыш-ленных установок (26,0); Филологии (29,0).

 
К первой группе можно от-нести только 5 кафедр;
ко второй – 23,
к третьей – 21,
к четвертой – 7 кафедр.
На кафедре технологических процессов и аппаратов и военной кафедре компьютеры, соответствующие минимальным техническим требованиям, просто отсутствуют.

Скорее всего, при проведении исследования были учтены не все фактические рабочие места преподавателей кафедр (известно, что практически все деканы, их заместители и другие представители администрации университета, являющиеся также преподавателями соответствующих кафедр, имеют оборудованные рабочие места в деканатах, лабораториях и т.д.). Тем не менее, результаты проведенного исследования достаточно наглядно показывают уровень оснащенности рабочих мест преподавателей компьютерами в нашем университете.

Для сравнения: по нормативам, принятым в Европе и США, рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть у каждого преподавателя. В связи с этим минимальные требования к оборудованию рабочих мест преподавателей будут обязательно описаны в Программе информатизации образования НГТУ, которая в настоящее время разрабатывается в университете.

Наталья Сергеевна Фоменко,
пресс-секретарь ИДО НГТУ

 
      

Все статьи выпуска:
free space
Телематика-2005
О. В. Казанская

Развитие научно-образовательной сети в Сибирском федеральном округе
Евг. Б. Гаврилов

Оснащенность компьютерами рабочих мест преподавателей НГТУ: результаты исследования
Н. С. Фоменко

Научная электронная библиотека e-library.ru
Т. В. Баздырева

Новые издания ИДО НГТУ
Редакция

Полная версия выпуска
Скачать (973,22 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»