Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 3 июль 2005free space
Конференции: впечатления участников
free spaceТелематика-2005
free space
7-9 июня 2005 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики состоялась XII Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика'2005».

Организаторы конференции – Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Российская Академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Национальный фонд подготовки кадров и Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики.

Эту конференцию можно считать, наверное, самой значимой в России для специалистов в области ИКТ в образовании и науке, – в первую очередь по составу участников и актуальности тематики докладов. Именно «Телематика» позволяет получить представление о современном состоянии и основных направлениях развития информационных образовательных и научных технологий в России.
 
О «Телематике»
 
Впервые конференция была проведена в 1994 году под названием «Компьютерные технологии в высшем образовании». Название «Телематика» конференция получила в 1995 году. Количество публикаций в сборниках тезисов в разные годы составляло от 140 до 447, число авторов материалов – от 296 до 813.
Материалы «Телемати-ки’2005» размещены на сайте конференции http://tm.ifmo.ru
Материалы конференций за 1999-2004 годы можно найти на сайте портала «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://ict.edu.ru/vconf

В этом году в конференции участвовало около 600 специалистов из 60 городов России, включая довольно большое количество представителей так называемых «софтверных» компаний (от английского softwareпрограммное обеспечение), продвигающих на рынок российского образования специализированное программное обеспечение. В частности, были представлены такие компании, как Microsoft, IBS, Cisco Systems, российская фирма «1С» и другие. От НГТУ в «Телематике’2005» участвовали директор ИДО В. И. Гужов, заместитель директора ИДО О. В. Казанская и заместитель директора ЦИТ В. А. Астапчук.
 
На пленарное заседание в рамках конференции были вынесены следующие доклады:
 
– О разработке единой политики в области обеспечения качества, стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке (А. Н. Тихонов, ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»; С. В. Пугачев, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Ю. М. Соломенцев, Б. М. Позднеев, Московский государственный технологический университет «Станкин»);
 
– Роль проекта «Информатизация системы образования» в процессе трансформации российской школы (С. М. Авдеева, Национальный фонд подготовки кадров, Москва);
 
Проект программы развития единой образовательной среды на 2006-2010 гг. (С. С. Мацоцкий, Компания IBS, Москва);
 
Комплексная система информационного обеспечения Департамента образования города Москвы (В. Б. Яблонский, Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе Департамента образования города Москвы);
 
Ход реализации ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» (В. Н. Васильев, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ГУИТМиО), Санкт-Петербург; Д. В. Куракин, И. М. Назарова, Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», Москва);
 
– О деятельности Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки (В. Г. Домрачев, Американский благотворительный фонд «Информатизация», Москва);
 
– Международный проект Делфи II, компонент «Открытое и дистанционное обучение» – сетевое сотрудничество, опыт и перспективы (Paul Fenton, М. И. Нежурина, Проект Делфи II, Москва);
 
Решения Microsoft для системы образования (А. В. Данилин, Московское представительство «Майкрософт», Москва);
 
Решения Cisco Systems для образовательных учреждений (Ю. Н. Жокин, Представительство Cisco Systems в России и СНГ, Москва).
 
В докладе «О разработке единой политики в области обеспечения качества, стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке», в частности, говорилось о том, что создание единой информационной образовательной среды на основе перспективных ИКТ делает необходимыми:
разработку единой политики в области обеспечения качества, стандартизации и сертификации ИКТ в образовании и науке, учитывающей тенденции создания информационного общества, требования международных стандартов, законодательную базу РФ и национальную специфику;
- разработку комплекса национальных стандартов, отраслевых нормативно-технических и методических документов по ИКТ, гармонизированных с требованиями международных стандартов в области менеджмента качества (серии ИСО 9000) и информационных технологий;
- развитие телекоммуникационной научно-образовательной сети на основе унифицированных аппаратно-программных средств и технических решений, обеспечивающих взаимосвязь открытых систем на отраслевом и региональном уровнях;
- создание отраслевой информационной инфраструктуры для подготовки и аттестации кадров в области разработки, стандартизации, сертификации и сопровождения компонентов единой информационной среды и электронных научно-образовательных ресурсов нового поколения;
- создание системы для мониторинга качества результатов проектов и программных мероприятий, выполняемых для сферы образования в рамках федеральных и отраслевых программ.
 
В рамках конференции работали пять секций.

На секции «Информационно-телекоммуникационные системы» были преимущественно представлены доклады, посвященные проектированию, анализу, мониторингу и защите телекоммуникационных вычислительных сетей образовательных и научных организаций и их региональных или отраслевых объединений. Рассматривались также вопросы математического моделирования для решения вышеперечисленных прикладных задач.
 
Выступления, прозвучавшие на секции «Обеспечение качества, стандартизация и сертификация ИКТ в образовании и науке», в основном продолжали тему, поднятую в пленарном докладе Б. М. Позднеева. Докладчики рассматривали такие вопросы качества образования, как стандартизация электронных учебных изданий, комплексные решения в области качества электронного обучения, мониторинг и прогнозирование в управлении университетскими процессами и другие. Например, в докладе «О порядке экспертизы, регистрации и опубликования учебных электронных изданий в Кемеровском государственном университете» К. Е. Афанасьева, А. М. Гудова и Ю. С. Попова из Центра информационных технологий Кемеровского государственного университета были описаны утвержденный в КемГУ порядок использования учебных электронных изданий и регламентирующая его нормативная документация.
 
Наибольшее количество докладов – более 100 – было представлено на секции «Информационные ресурсы в образовании и науке». Здесь преимущественно рассматривались следующие вопросы:
 
- проектирование электронных учебных комплексов;
- формирование информационных ресурсов кафедры, университета;
- создание и использование научно-образовательных порталов, электронных библиотек, виртуальных обучающих сред;
- проектирование и эксплуатация корпоративных информационных систем научных и образовательных организаций, информатизация процессов управления в университетах.
 
Создание секции «Информатизация системы общего и начального профессионального образования» было обусловлено тем, что федеральные средства, выделяемые на информатизацию образования, в первую очередь предназначены для развития школ и профтехучилищ, а также тем, что в РФ с 2004 года за счет кредита Всемирного банка на сумму 100 млн долларов выполняется проект «Информатизация системы (общего) образования», в реализации которого принимают участие и вузы. В рамках этой секции обсуждались вопросы создания региональных информационных образовательных сред в Москве, Санкт-Петербурге, Брянской, Саратовской и Новгородской областях, Ставропольском крае и других регионах. Одним из важнейших вопросов, рассмотренных на секции, было совершенствование ИКТ-компетенций работников образования. Специалисты Санкт-Петербургского ГУИТМиО представили доклад о перспективах подготовки инженеров специальности «Ин-формационные технологии в образовании» с дополнительной квалификацией «Преподаватель». Представители Томского государственного университета подготовили несколько докладов, посвященных развитию инфокоммуникационной среды для довузовской подготовки.

Примером такой кооперации может служить сообщество виртуальных методических центров по повышению квалификации преподавателей (Санкт-Петербургский ГУИТМиО).
 
На секции «Информационные технологии в открытом и дистанционном образовании» рассматривались преимущественно такие вопросы, как:

- опыт реализации смешанных (blended) и дистанционных форм обучения в различных образовательных программах;
- опыт сотрудничества с зарубежными университетами по реализации совместных образовательных программ с применением современных ИКТ;
- проектирование электронных учебно-методических комплексов, рекомендации по созданию электронных учебных пособий;
- примеры образовательных и научно-технических порталов;
- новые программные продукты Microsoft, Oracle, 1С и других фирм, предназначенные для реализации сетевой технологии обучения, а также построения целостной архитектуры информационных технологий учебного заведения или нескольких учебных заведений, объединенных сетью.
 
Кроме того, в рамках конференции были организованы следующие «круглые столы»:
 
DelphiDevelopment of educational links and professional and higher education initiatives (phase II) / Проект Делфи – Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования (компонент II);
Продукты Microsoft для образования;
– Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки: основные направления деятельности, сотрудничество;
– Решения Sun Microsystems в образовании;
– Порядок использования дистанционных образовательных технологий.
 
Участники «круглого стола», посвященного проекту Делфи II, обсудили основные аспекты сотрудничества региональных ресурсных центров дистанционного образования (РРЦ ДО) – успешный опыт работы, возникающие трудности и возможности для развития.
 
На «круглом столе» «Продукты Microsoft для образования» обсуждались образовательные программы Microsoft, Microsoft IT Academy и программы лицензирования для учебных заведений. Основное внимание представители компании уделили таким программным продуктам, как:
- Windows SharePoint Services – программа, выполняющая функции web-сайтов и сайтов для разработки содержания обучения (контента) по отдельным дисциплинам;
- Microsoft Class Server 3.0, предназначенный для создания и публикации учебных курсов и для управления учебным процессом;
- Microsoft Exchange Server 2003, предоставляющий возможности пользования электронной почтой и ведения календаря.
На «круглом столе» была также представлена концепция формирования логической архитектуры Microsoft Learning Gateway. Архитектура включает в себя набор  продуктов  и  технологий Microsoft, которые совместимы друг с другом и функционируют в комплексе. Эти программы могут быть использованы как на базе уже имеющейся инфраструктуры Microsoft, так и независимо от нее.
 
Согласно статистике конференции, Новосибирск стал одним из самых активных городов – участников «Телематики’2005». В то время как многие города были представлены только одним или двумя докладами, Новосибирск вошел в десятку городов, докладчики из которых участвовали практически во всех секциях конференции (см. диаграмму 1 и таблицу 1, с. 4).
 
Диаграмма 1. Активность участников «Телематики’2005» (по городам)
 
 
Выступления специалистов из Новосибирска прозвучали на четырех секциях конференции, а также на одном из «круглых столов». С тремя из этих докладов выступили преподаватели и сотрудники НГТУ. Так, на секции «Информационные технологии в открытом и дистанционном образовании» был представлен доклад директора ИДО НГТУ В.И.Гужова о разработанной в ИДО системе доставки учебных курсов (http://ido.nstu.ru/education/educourses.php). На секции «Обеспечение качества, стандартизация и сертификация информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и науке» выступил заместитель директора ЦИТ В.А.Астапчук с докладом «Гибридная объектная модель доступа к данным». На «круглом столе», посвященном проекту Делфи II, НГТУ представляла заместитель директора ИДО О.В.Казанская с докладом о Новосибирском региональном ресурсном центре дистанционного образования, функционирующем на базе ИДО НГТУ.

Кроме сотрудников нашего университета, доклады от Новосибирска на конференции представили В.С.Авхимович и В.М.Заскульников из ООО «Сиринт» («Возможности использования платформы 1С: Предприятие 8.0» для автоматизации деятельности образовательных учреждений на новом плане счетов») и Н.А.Калинина из НГУ («Ресурсы компьютерной алгебры как необходимые средства обучения»).
 
Необходимо отметить, что в НГТУ представлены многие направления исследований и разработок, рассмотренные в рамках «Телематики’2005». Так, в нашем университете ведутся исследования по проблемам качества образования, развития информационной образовательной среды, разработки и внедрения информационных образовательных ресурсов, использования технологий открытого и дистанционного обучения, функционирования ресурсных центров и т.д. В то же время процесс информатизации образования интенсивно идет и в других образовательных учреждениях Новосибирска.
 
Ольга Васильевна Казанская,
к.т.н., доцент,
зам. директора ИДО НГТУ
 
      

Все статьи выпуска:
free space
Телематика-2005
О. В. Казанская

Развитие научно-образовательной сети в Сибирском федеральном округе
Евг. Б. Гаврилов

Оснащенность компьютерами рабочих мест преподавателей НГТУ: результаты исследования
Н. С. Фоменко

Научная электронная библиотека e-library.ru
Т. В. Баздырева

Новые издания ИДО НГТУ
Редакция

Полная версия выпуска
Скачать (973,22 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»