Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 
№ 4 октябрь 2005free space
Конференции: впечатления участников
free spaceМнения участников конференции «ЕОИС-2005»
free space

Сергей Леонидович Тимкин, директор Центра информационно-методической поддержки образования, директор Института непрерывного и открытого образования, Омский государственный университет


Каковы Ваши впечатления от конференции? Оправдала ли она Ваши ожидания? Какой уровень развития информатизации образования в регионе она продемонстрировала?

– Сравнивать уровень развития информатизации образования в Сибирском федеральном округе и в других регионах лучше на всероссийских форумах и конференциях (в Москве, Санкт-Петербурге), однако наш уровень, безусловно, достаточно высок. Последняя конференция показала, что уровень развития информатизации в регионах СФО выравнивается, в чем большая заслуга учредителя конференции — Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет». На мой взгляд, Ассоциация «СОУ» становится уникальной для России организацией — по уровню интеграции, по уровню взаимодействия и взаимопонимания ее активных участников, по уровню и качеству совместных проектов, которые становятся ей по плечу. Эту тенденцию еще раз продемонстрировала прошедшая конференция. Кроме того, я бы отметил, что на этот раз представители регионов выступали «школами», была весьма заметна комплексность работ, проводимых в регионах.

Принимая во внимание результаты конференции, как Вы оцениваете роль вашего вуза в информатизации образования в регионе?

– Наш университет, как и любой из вузов, представленных на конференции, имеет свои сильные и слабые стороны.

К нашим плюсам я бы отнес существенный опыт организации учебного процесса с помощью специализированных сред дистанционного обучения. Около тысячи студентов ОмГУ прошли минимум один курс в Омском виртуальном университете. Наши исследования, посвященные методикам проведения сетевых занятий и факторам, определяющим качество Интернет-обучения, думаю, могут представлять интерес для других вузов.

Хотелось бы также отметить деятельность информационно-вычислительного центра ОмГУ по разработке и внедрению информационно-аналитических систем в сфере образования, например, ИАС «Абитуриент».

Мы всегда открыты к взаимодействию с другими вузами — партнерами по Ассоциации. Так, в этом учебном году ОмГУ участвует в нескольких межвузовских образовательных проектах: студенты нашего вуза изучают в дистанционном режиме две дисциплины в ТГУ и одну в НГТУ, а наши преподаватели обучают студентов Омского педагогического университета. Причем взаимодействие «студент-преподаватель» осуществляется исключительно виртуально, с использованием спутниковых и наземных каналов связи.

Но, безусловно, всего охватить мы не можем, и нам очень помогает опыт наших коллег по Ассоциации.
 
Какой опыт коллег в области информатизации образования из представленного на конференции
заинтересовал Вас больше всего?

– Например, опыт, накопленный в НГТУ: система подготовки преподавателей в области применения ИКТ в образовании, методические разработки по управлению учебным процессом в рамках дистанционного обучения, опыт создания электронных учебников, в том числе для языковых дисциплин. Кстати, по последнему направлению наши вузы сотрудничают. Проект для кафедры романо-германской филологии ОмГУ, который в 2004 году не удалось осуществить нам, позже успешно реализовал коллектив ИДО НГТУ (руководитель Центра лингвометодических информационных ресурсов М.А. Бовтенко и другие сотрудники) на базе материала, который предоставил ОмГУ.

Наши томские коллеги (ИДО ТГУ) очень интересны для нас своим опытом в спутниково-телевизионной дистанционной технологии обучения.

В целом эта конференция еще более активизировала обмен опытом между вузами— членами Ассоциации, который, к счастью, не ограничивается рамками подобных мероприятий.

Владимир Иванович Гужов, директор Института дистанционного образования, Новосибирский государственный технический университет

Каковы Ваши впечатления от конференции? Оправдала ли она Ваши ожидания?

– Тематические конференции, как правило, собирают один и тот же состав участников, поэтому новых интересных докладов на них обычно очень мало. Одна из основных причин такого положения дел — большая стоимость участия в конференции, в том числе стоимость проезда. Конференция Ассоциации «Сибирский открытый университет» помогает решить эту проблему для представителей сибирских вузов: для них расходы на проезд до места ее проведения значительно меньше, чем транспортные расходы при участии в конференциях, проводимых в европейской части страны.

Среди докладчиков на конференции в Барнауле было очень много молодежи, поэтому прозвучало много новых интересных идей. Радует, что всем участникам конференции удалось пообщаться с коллегами, обменяться опытом — то есть достичь главной цели подобных мероприятий.

Принимая во внимание результаты конференции, как Вы оцениваете роль вашего вуза в информатизации образования в регионе?

– Я считаю, что наибольший вклад НГТУ может внести в решение двух задач:

1) развитие корпоративных стандартов Ассоциации для обмена электронными ресурсами;

2) функционирование в качестве центра телекоммуникаций региона, поскольку именно на базе НГТУ создан узел RUNNet.

Альбина Алексеевна Темербекова, директор Центра дополнительного образования и профессиональной переподготовки, Горно-Алтайский государственный университет


Каковы Ваши впечатления от конференции? Оправдала ли она Ваши ожидания? Какой уровень развития информатизации образования в регионе она продемонстрировала?

– Конференция прошла на достаточно высоком уровне. Она продемонстрировала опыт развития информационной образовательной среды в отдельных социумах, вскрыв новые проблемы и определив перспективы дальнейшего развития.

Принимая во внимание результаты конференции, как Вы оцениваете роль вашего вуза в информатизации образования в регионе?

– Для Республики Алтай один из вопросов первостепенной важности — подготовка кадров. Наш вуз — Горно-Алтайский государственный университет — единственный в республике, поэтому в информатизации образования в нашем регионе он играет ведущую роль. Университет реализует все ступени непрерывного образования (непосредственно в системе высшего профессионального образования или опосредованно — через систему повышения квалификации учителей и работников образования). Следовательно, от того, насколько развит каждый из аспектов информатизации образования в университете (технический, технологический, учебно-методический и так далее), зависит подготовка кадров для республики и дальнейшее социально-экономическое развитие территории.

Какой опыт коллег в области информатизации образования из представленного на конференции заинтересовал Вас больше всего?

– Новая информация всегда вызывает интерес и порождает много вопросов. Мне удалось побывать лишь на одной из секций, однако материалы конференции-выставки свидетельствуют о ее комплексности и актуальности заявленных тем и проблем. Несомненно, меня заинтересовал опыт омских коллег, в частности Центра информационно-методической поддержки образования. В докладе директора ЦИМПО ОмГУ С.Л. Тимкина был продемонстрирован научный подход к выявлению факторов, влияющих на организацию дистанционного обучения, главным образом, мотивов использования дистанционных технологий в обучении.

Интересна в плане изучения опыта система информатизации образования в НГТУ — именно целая система, со всеми ее структурными элементами: библиотекой, повышением квалификации, дистанционным обучением и др. Уверена, что только системный подход к организации образовательного процесса в вузе, привносящий в изучение и исследование проблем образования принципиально новые черты, такие как полимерность, объемность и широта, способен формировать единую информационную образовательную среду и решать проблемы, связанные с реализацией программ «Сибирского открытого университета».

Ольга Николаевна Протасова, старший научный сотрудник ИДО НГТУ


– Для меня подобные конференции — это отличная возможность взглянуть на себя и свою деятельность со стороны, увидеть ее в контексте той большой работы, которая ведется в сфере информатизации образования в нашем университете и в регионе в целом.

Ольга Владимировна Андрюшкова, руководитель Центра дистанционного довузовского образования ИДО НГТУ


– На мой взгляд, большим преимуществом этой конференции было присутствие большого количества молодых специалистов — ведь молодежь, занимаясь научно-практическими разработками, обеспечивает преемственность научных взглядов и подходов и вместе с тем появление свежих идей, движение вперед. При этом делегации многих вузов можно с полным правом назвать настоящими командами специалистов, которые занимаются целыми комплексами проблем.

Ольга Васильевна Казанская, заместитель директора ИДО НГТУ


– Прошедшая конференция выявила такую тенденцию: еще несколько лет назад суть выступлений на подобных мероприятиях сводилась исключительно к планам и пожеланиям на будущее и к жалобам на отсутствие средств; теперь участники конференции рассказывают о накопленном ими реальном опыте работы, обсуждают плюсы и минусы использования различных технологий и методик, то есть можно констатировать, что переход от слов к делу осуществился. Еще один важный шаг вперед — организация межвузовских, межрегиональных проектов в области информатизации образования. Среди них — формирование информационной образовательной среды профессионального и общего образования, объединяющей несколько регионов в СФО, о которой говорил Владимир Петрович Демкин; работа НГТУ и ОмГУ по созданию электронных учебных пособий по английскому языку и другие проекты.

Наталья Александровна Кочетурова, ответственный редактор бюллетеня

– Помимо того, о чем уже сказали коллеги, мне показалась чрезвычайно важной высказанная на конференции исполнительным директором Ассоциации В. П.  Демкиным мысль о том, что в настоящий момент каждая отрасль (здравоохранение, почта, образование и т.д.) использует свое программное и аппаратное обеспечение, из-за чего обмен информацией между организациями, представляющими различные сферы деятельности, сильно затруднен. Владимир Петрович подчеркнул, что решить эту проблему можно и нужно с помощью межотраслевой координации процессов информатизации. В связи с этим необходимо отметить, что выпускники НГТУ, независимо от факультета и специальности, владеют некоей общей базой знаний и умений в области информационных технологий, которая позволяет им участвовать в решении вышеупомянутой задачи.

Наталья Сергеевна Фоменко, пресс-секретарь ИДО НГТУ


– Мне хочется поблагодарить оргкомитет конференции, в первую очередь Алтайский государственный университет, за отличную организацию мероприятия. Конференция проходила за городом, в санатории «Лесные дали», однако это не стало препятствием для использования при ее проведении новейших информационных технологий. Ни один доклад не был представлен без иллюстративных материалов в формате MS PowerPoint. Интересным опытом было участие в видеоконференции с Томском. Меня также приятно удивило то, что участники мероприятия получили тезисы докладов уже при регистрации — часто издание материалов конференции затягивается на год или больше.


Подробную информацию о конференции «ЕОИС» можно найти на сайте Ассоциации «Сибирский открытый университет»

http://ou.tsu.ru/seminars.php?v=1

 

 
      

Все статьи выпуска:
free space
Конференция «Единая образовательная информационная среда»
Н. А. Кочетурова

Мнения участников конференции «ЕОИС-2005»

Всероссийский форум «Образовательная среда - 2005»
В. И. Гужов, О. В. Андрюшкова, Н. С. Фоменко

Организационные модели управления процессами информатизации в российских университетах
О. В. Казанская

Электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
Г. Б. Паршукова

Полная версия выпуска
Скачать (618,27 Kb)

 
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»