Информационные
технологии
в образовании
Ежеквартальный бюллетень НГТУ и Ассоциации «Сибирский открытый университет»
 
 
Поиск
 

Глоссарий

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


CALL
— Computer Assisted Language Learning — обучение языку с использованием компьютеров.


ICT in LT
— Information and Communication Technology in Language Teaching — Информационно-коммуникационные технологии в обучении языку.


Английский термин «learning» («изучение», «учение», от глагола to learn — «учиться», «учить», «научиться», «узнавать») традиционно переводится на русский язык как «обучение», хотя значение понятия «learning» шире, чем значение его русского аналога.


Активы
— минимальные целостные фрагменты курса, например, файлы с расширениями JPEG, PDF, AVI и т. д.


Блог — от объединения английских слов Web (World Wide Web) и log (журнал регистрации событий при работе компьютерной системы); другие названия: «живой журнал» (ЖЖ) — от названия популярного блога (англ. LiveJournal, LJ — живой журнал/дневник); открытый дневник; интернет-дневник, сетевой дневник — серия открытых публикаций в интернете, которая может комментироваться читателями и пополняться коллективно.


Вторичный (городской) провайдер
— провайдер, арендующий каналы у магистральных (первичных) провайдеров.


Динамический веб-сайт состоит из базы данных, содержащей текстовую информацию, и шаблона, в который данная информация помещается при запросе. Обновление информации на динамическом сайте не требует навыков программирования и знания языка html.

Термин «дистанционное обучение» в настоящее время применяется только для обучения, полностью основанного на технологиях удаленного доступа.


Зеркальный сервер, зеркальный сайт, зеркало —
сервер / сайт, информация на котором полностью соответствует информации на каком-либо другом сервере / сайте. Зеркала обычно размещаются в локальных сетях или в сетях определенных регионов для уменьшения трафика. Например, у веб-сайта «Библиотека Максима Мошкова», который располагается на сервере в Москве, есть зеркальные сайты на серверах в Рязани, Харькове, Новосибирске (http://lib.ru.nsk.ru/win/). Доступ к новосибирскому зеркалу данного сайта для пользователей в Новосибирске осуществляется намного быстрее, чем к основному сайту в Москве.


Импакт-фактор —
рейтинг журналов по степени цитируемости их статей. Импакт-фактор издания — это отношение числа ссылок на статьи этого издания за определенный промежуток времени к числу статей, опубликованных в издании за этот временной отрезок. Другими словами, импакт-фактор издания – среднее число ссылок на одну статью.

Инструментальные средства (Authoring software) — программы, используемые для разработки обучающих программ.

Информационная образовательная среда (ИОС) — распределенный территориально и по уровням образования комплекс ресурсов, основными из которых являются:

  • технические и технологические (вычислительная, мультимедийная и телекоммуникационная техника, программное обеспечение, образовательные порталы, базы данных и т.д.),
  • информационные образовательные (электронные учебники, практикумы, комплекты учебно-методических материалов и т.д.),
  • кадровые (преподаватели и специалисты инфраструктуры образования),
  • организационные (для поддержки формирования и функционирования ИОС).


Канал передачи данных —
совокупность физических сред, аппаратных и программных средств, позволяющая конечным терминалам иметь прямую связь друг с другом и с узлами.

Конвертация данных — корректный перевод данных из одного формата в другой, приемлемый для определенной системы / программы.

Корпорация National Instruments является одной из крупнейших организаций мира, занимающихся разработкой и реализацией виртуальных приборов. Официальный сайт корпорации National Instruments: http://ni.com/ Сайт Российского представительства корпорации National Instruments: http://www.labview.ru


Личная веб-страница
— индивидуальная страница пользователя, не имеющая отношения к сайтам каких-либо организаций (иногда ее также называют домашней страницей).


Магистраль
— совокупность каналов передачи данных, соединяющих телекоммуникационные узлы, включая междугородные и международные.

Магистральный (первичный) провайдер — «провайдер для провайдеров», имеющий собственные магистрали.
 
Метаданные — соотносящиеся друг с другом данные о ресурсах, учебных материалах, пользователях, вопросах, тестах и др., основными функциями которых являются описание и структурирование информации, а также управление ею.
 
Модератор (ведущий) — специалист (группа специалистов), который управляет интерактивной частью сайта / портала (например, просматривает поступившую информацию и определяет возможность ее опубликования).

МООДУС — Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (англ. MOODLE — Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — бесплатная виртуальная среда обучения, поддерживающая интерфейс более чем на 50 языках, включая русский (http://moodle.org).
 

Неформальное обучение разделяется на сознательное (non-formal learning) и неосознаваемое (informal learning). В первом случае учащийся осознанно ставит цели обучения и пытается их достичь (например, в процессе самообразования), во втором — человек учится, приобретая жизненный опыт в течение всей жизни.
 
Персональная страница на корпоративном веб-сайте — страница, содержащая официальную информацию о сотруднике.
 
Планшет (digitizer, digitiser, graphic tablet) — дигитайзер, диджитайзер, цифрователь, графический планшет, графическое устройство ввода данных, графоповторитель. Устройство для преобразования (конвертирования) видеосигналов в цифровую форму, которое используют для ввода
графической информации в компьютер.
 
Пропускная способность  измеряется в объёмах информации, передаваемых по каналам связи в единицу времени (Кбит/с, Мбит/с, Гбит/с).
 
Система метаданных — комбинация полей, определений, форматов, представления данных, структур, связывающих элементов, правил и инструментов управления. Частью системы метаданных может быть также метод передачи информации о вышеперечисленных компонентах пользователю.
 
Совместимость вопросов и тестов — использование одних и тех же вопросов тестирования разными системами оценки знаний.
 
Терминал — устройство, передающее и принимающее данные в системе.
 
Трафик — поток данных, информационный поток в сети, который характеризуется объемом и скоростью передачи. Объем трафика измеряется средней или максимальной скоростью передачи данных, а также объемом данных, передаваемых за определенное время. Выражение «трафик закончился» означает, что пользователь скачал из интернета весь объем данных, который он предварительно оплатил. Например, пользователь заплатил 100 рублей за 200 мегабайт трафика; за две недели он скачал из интернета аудио-файлы общим объемом 200 мегабайт. В этом случае у пользователя закончился трафик, и  чтобы вновь выходить в интернет, ему необходимо снова внести плату.
 
Узел — совокупность аппаратных и программных средств, объединённых определёнными функциями. Узлы бывают либо транзитными (они получают сигналы и передают их дальше), либо терминальными, оконечными (они начинают или заканчивают путь предачи).
 
Упаковка содержания — стандартизованное описание структуры содержания, которое можно использовать для обмена учебными материалами.
 
Управление содержанием — стандартная процедура обмена данными между компонентами содержания и системой управления обучением.
 
Услуга «последней мили» — предоставление услуги связи на последнем этапе телекоммуникаций от узла провайдера до конечного потребителя.
 
Учебным объектом называется медианезависимый информационный блок, предназначенный для многократного использования в качестве модуля в различных материалах электронного обучения. Учебные объекты наиболее эффективны тогда, когда для их классификации используется система типа Language Content Management Sustem - LCMS (система управления содержанием обучения, или система организации учебных материалов).
 
Формальное обучение (formal learning) — обучение в учебных заведениях, которое завершается получением документа об образовании.
 
Термин «электронное обучение» (e-learning) в настоящее время используется как обобщающий для различных видов и форм обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая комбинированное и дистанционное обучение.
 
Под электронными учебно-методическими материалами подразумеваются любые материалы, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде. Это могут быть электронные копии печатных изданий или собственно электронные ресурсы —  слайд-презентации, пособия и учебники, выполненные на основе web-технологий. 

 

   
 
ИТО © 2004 - 2017 
 
Новосибирский государственный технический университет
Институт дистанционного образования НГТУ
Ассоциация «Сибирский открытый университет»